Психотерапия у детей с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей – хроническое аллергическое заболевание дыхательных путей, сопровождающееся воспалением и изменением реактивности бронхов, а также возникающей на этом фоне бронхиальной обструкцией. Бронхиальная астма у детей протекает с явлениями экспираторной одышки, свистящими хрипами, приступообразным кашлем, эпизодами удушья. Диагноз бронхиальной астмы у детей устанавливается с учетом аллергологического анамнеза; проведения спирометрии, пикфлоуметрии, рентгенографии органов грудной клетки, кожных аллергопроб; определения IgE, газового состава крови, исследования мокроты. Лечение бронхиальной астмы у детей предполагает элиминацию аллергенов, использование аэрозольных бронхолитиков и противовоспалительных препаратов, антигистаминных средств, проведение специфической иммунотерапии.

Бронхиальная астма у детей

Бронхиальная астма у детей – хронический аллергический (инфекционно-аллергический) воспалительный процесс в бронхах, приводящий к обратимому нарушению бронхиальной проходимости. Бронхиальная астма встречается у детей разных географических регионов в 5-10% случаев. Бронхиальная астма у детей чаще развивается в дошкольном возрасте (80%); нередко первые приступы возникают уже на первом году жизни. Изучение особенностей возникновения, течения, диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей требует междисциплинарного взаимодействия педиатрии, детской пульмонологии и аллергологии-иммунологии.

Причины бронхиальной астмы у детей

Бронхиальная астма у ребенка возникает при участии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. У большинства детей с бронхиальной астмой имеется отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям — поллинозу, атопическому дерматиту, пищевой аллергии и др.

Сенсибилизирующими факторами окружающей среды могут выступать ингаляционные и пищевые аллергены, бактериальные и вирусные инфекции, химические и лекарственные вещества. Ингаляционными аллергенами, провоцирующими бронхиальную астму у детей, чаще выступают домашняя и книжная пыль, шерсть животных, продукты жизнедеятельности домашних клещей, плесневые грибки, сухой корм для животных или рыб, пыльца цветущих деревьев и трав.

Пищевая аллергия служит причиной бронхиальной астмы у детей в 4-6% случаев. Чаще всего этому способствует ранний перевод на искусственное вскармливание, непереносимость животного белка, продуктов растительного происхождения, искусственных красителей и др. Пищевая аллергия у детей часто развивается на фоне заболеваний ЖКТ: гастрита, энтероколита, панкреатита, дисбактериоза кишечника.

Триггерами бронхиальной астмы у детей могут являться вирусы – возбудители парагриппа, гриппа, ОРВИ, а также бактериальная инфекция (стрептококк, стафилококк, пневмококк, клебсиелла, нейссерия), хламидии, микоплазмы и другие микроорганизмы, колонизирующие слизистую бронхов.

У некоторых детей с бронхиальной астмой сенсибилизация может вызываться промышленными аллергенами, приемом лекарственных средств (антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов и др.).

Факторами обострения бронхиальной астмы у детей, провоцирующими развитие бронхоспазма, могут выступать инфекции, холодный воздух, метеочувствительность, табачный дым, физические нагрузки, эмоциональный стресс.

В патогенезе бронхиальной астмы у детей выделяют: иммунологическую, иммунохимическую, патофизиологическую и условно-рефлекторную фазы. В иммунологической стадии под влиянием аллергена продуцируются антитела класса IgE, которые фиксируются на клетках-мишенях (главным образом, тучных клетках слизистой бронхов). В иммунохимическую стадию повторный контакт с аллергеном сопровождается его связыванием с IgE на поверхности клеток-мишеней. Этот процесс протекает с дегрануляцией тучных клеток, активацией эозинофилов и выделением медиаторов, обладающих вазоактивным и бронхоспастическим эффектом. В патофизиологическую стадию бронхиальной астмы у детей под влиянием медиаторов возникает отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, воспаление и гиперсекреция слизи. В дальнейшем приступы бронхиальной астмы у детей возникают по условно-рефлекторному механизму.

Симптомы бронхиальной астмы у детей

Течение бронхиальной астмы у детей имеет циклический характер, в котором выделяют периоды предвестников, приступов удушья, послеприступный и межприступный периоды.

Во время периода предвестников у детей с бронхиальной астмой может отмечаться беспокойство, нарушение сна, головная боль, зуд кожи и глаз, заложенность носа, сухой кашель. Продолжительность периода предвестников – от нескольких минут до нескольких суток.

Собственно приступ удушья сопровождается ощущением сдавления в груди и нехватки воздуха, одышкой экспираторного типа. Дыхание становится свистящим, с участием вспомогательной мускулатуры; на расстоянии слышны хрипы. Во время приступа бронхиальной астмы ребенок испуган, принимает положение ортопноэ, не может разговаривать, ловит воздух ртом. Кожа лица становится бледной с выраженным цианозом носогубного треугольника и ушных раковин, покрывается холодным потом. Во время приступа бронхиальной астмы у детей отмечается малопродуктивный кашель с трудноотделяемой густой, вязкой мокротой.

При аускультации определяется жесткое или ослабленное дыхание с большим количеством сухих свистящих хрипов; при перкуссии — коробочный звук. Со стороны сердечно-сосудистой системы выявляется тахикардия, повышение АД, приглушение сердечных тонов. При длительности приступа бронхиальной астмы от 6 часов и более, говорят о развитии у детей астматического статуса.

Приступ бронхиальной астмы у детей завершается отхождением густой мокроты, что приводит к облегчению дыхания. Сразу после приступа ребенок ощущает сонливость, общую слабость; он заторможен и вял. Тахикардия сменяется брадикардией, повышенное АД – артериальной гипотонией.

Во время межприступных периодов дети с бронхиальной астмой могут чувствовать себя практически нормально.

По тяжести клинического течения различают 3 степени бронхиальной астмы у детей (на основании частоты приступов и показателей ФВД).

При легкой степени бронхиальной астмы у детей приступы удушья редкие (реже 1 раза в месяц) и быстро купируются. В межприступные периоды общее самочувствие не нарушено, показатели спирометрии соответствуют возрастной норме.

Среднетяжелая степень бронхиальной астмы у детей протекает с частотой обострений 3-4 раза в месяц; скоростные показатели спирометрии составляют 80-60% от нормы.

При тяжелой степени бронхиальной астмы приступы удушья у детей возникают 3-4 раза в месяц; показатели ФВД составляют менее 60% от возрастной нормы.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

При постановке диагноза бронхиальной астмы у детей учитывают данные семейного и аллергологического анамнеза, физикального, инструментального и лабораторного обследования. Диагностика бронхиальной астмы у детей требует участия различных специалистов: педиатра, детского пульмонолога, детского аллерголога-иммунолога.

В комплекс инструментального обследования входит проведение спирометрии (детям старше 5 лет), тестов с бронхолитиками и физической нагрузкой (велоэргометрией), пикфлоуметрии, рентгенографии легких и органов грудной клетки.

Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты, определение общего и специфических IgE, исследование газового состава крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит постановка кожных аллергических проб.

В процессе диагностики требуется исключение других заболеваний у детей, протекающих с бронхообструкцией: инородных тел бронхов, трахео- и бронхомаляции, муковисцидоза, облитерирующего бронхиолита, обструктивного бронхита, бронхогенных кист и др.

Лечение бронхиальной астмы у детей

К основным направлениям лечения бронхиальной астмы у детей относятся: выявление и элиминация аллергенов, рациональная медикаментозная терапия, направленная на снижение количества обострений и купирование приступов удушья, немедикаментозная восстановительная терапия.

При выявлении бронхиальной астмы у детей, прежде всего, необходимо исключить контакт с факторами, провоцирующими обострение заболевания. С этой целью может рекомендоваться гипоаллергенная диета, организация гипоаллергенного быта, отмена лекарственных препаратов, расставание с домашними питомцами, смена места жительства и др. Показан длительный профилактический прием антигистаминных средств. При невозможности избавиться от потенциальных аллергенов проводится специфическая иммунотерапия, предполагающая гипосенсибилизацию организма путем введении (сублингвального, перорального или парентерального) постепенно возрастающих доз причинно значимого аллергена.

Основу лекарственной терапии бронхиальной астмы у детей составляют ингаляции стабилизаторов мембран тучных клеток (недокромила, кромоглициевой кислоты), глюкокортикоидов (беклометазона, флутиказона, флунизолида, будезонида и др.), бронхолитиков (сальбутамола, фенотерола), комбинированных препаратов. Подбор схемы лечения, сочетания препаратов и дозировки осуществляет врач. Показателем эффективности терапии бронхиальной астмы у детей служит длительная ремиссия и отсутствие прогрессирования заболевания.

При развитии приступа бронхиальной астмы у детей проводятся повторные ингаляции бронхолитиков, кислородотерапия, небулайзерная терапия, парентеральное введение глюкокортикоидов.

Гомеопатическая терапия при бронхиальной астме у детей в ряде случаев позволяет предупредить рецидивы заболевания и снизить дозу гормональных препаратов. Подбор и назначение препаратов осуществляется детским гомеопатом.

Прогноз и профилактика бронхиальной астмы у детей

Проявления бронхиальной астмы у детей могут уменьшиться, исчезнуть или усилиться после полового созревания. У 60-80% детей бронхиальная астма остается на всю жизнь. Тяжелое течение бронхиальной астмы у детей приводит к гормональной зависимости и инвалидизации. На течение и прогноз бронхиальной астмы влияют сроки начала и систематичность лечения.

Профилактика бронхиальной астмы у детей включает своевременное выявление и исключение причинно значимых аллергенов, специфическую и неспецифическую иммунопрофилактику, лечение аллергозов. Необходимо обучение родителей и детей методам регулярного контроля состояния бронхиальной проходимости при помощи пикфлоуметрии.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

Выполнение базисной терапии при бронхиальной астме

Базисная терапия бронхиальной астмы — это основа всего лечения при этом заболевании. Бронхиальная астма характеризуется развитием хронического воспаления в бронхолегочной системе, которое вовлекает в процесс эозинофилы и тучные клетки.

В том случае, когда пациент предрасположен к негативной симптоматике, возможно развитие обструкции дыхательных путей, которая достаточно часто бывает обратимой в результате медикаментозной терапии или спонтанно. Это может сопровождаться гиперреактивностью дыхательной системы по отношению к внутренним и внешним проявлениям.

Как правило, для проведения основных терапевтических мероприятий используются препараты, которые пациенту необходимо принимать ежедневно для снятия воспалительного бронхиального процесса и расширения бронхиальных просветов.

Задачи базисной терапии при лечении астмы

Тактика контроля и проведение мониторинга заболевания предусматривает выполнение следующих задач, которые позволяют объективно оценить степень тяжести астмы. Наиболее важными задачами являются:

  • оценка состояния бронхолегочной функциональности;
  • контролирование нарастающей симптоматики;
  • предотвращение возможных побочных проявлений при лечении астмы;
  • снижение и предотвращение смертности от астматического приступа;
  • обучение больного правилам оказания самопомощи в экстренных случаях;
  • контролирование провоцирующих факторов, а также предупреждение контактов, являющихся пусковыми механизмами развития астматического приступа;

  • выбор необходимой лечебной терапии во время обострения астматического приступа и в стадии ремиссии;
  • кроме того, немаловажное значение отводится тщательному наблюдению за поведением пациента и его реакцией на медикаментозное лечение.

Все вышеперечисленные задачи являются основополагающими в терапии астматических заболеваний. Любая форма бронхиальной астмы, за исключением интермиттирующей легкой степени, контролируется с помощью лекарственных средств, чего невозможно добиться при остром развитии бронхоспазма и симптоматики, которая с ним связана.

Базисные средства для лечения бронхиальной астмы

Противоастматические препараты способны предотвратить воспалительные процессы в бронхах. Они эффективно борются с инфекцией с одновременным контролированием симптоматики. К ним можно отнести:

Глюкокортикостероиды

(Флутиказон, Будесонид, Беклометазон, Триамцинолон, Флунизолид и т.д.)

Терапевтическое действие этих лекарственных средств объясняется, прежде всего, возможность усиления с их помощью выработки β2-адренорецепторов, способных приостановить негативное воздействие аллергенов. Кроме того, кортикостероиды снимают воспалительный процесс и отеки слизистой бронхиальной оболочки с выработкой экссудативного секрета. Отличие этих препаратов от системных заключается в их противовоспалительном эффекте и минимальном количестве побочных проявлений. Препарат дозируется, исходя из тяжести заболевания и общего состояния пациента.

Системные глюкокортикостероиды

(Метилпреднизолон, Триамцинолон, Преднизолон, Бетаметазон, Дексаметазон и др.)

Эти препараты назначается перорально или инфузионно при осложненном течении заболевания в минимальной дозировке (по предусмотренной схеме), так как они обладают значительными побочными эффектами. Предпочтительно вводить эти лекарственные средства внутривенно. Системные глюкокортикостероиды назначаются при неэффективности остальных способов лечения.

Стабилизаторы тучных клеток

(кислота Кромоглициевая, препараты Недокромил, Интал, а также сложные адреномиметики быстрого воздействия)

Эти вещества обладают специфическим свойством, предотвращающим дегрануляционные процессы тучных клеток, высвобождая гистаминовые вещества. Стабилизаторы обладают способностью к подавлению острых и пролонгированных бронхоспастических ответов на атаку аллергенов. Кроме того, эти препараты уменьшают бронхиальную активность при дыхании в холодное время года, значительно сокращая частоту и продолжительность приступа. Необходимо помнить, что лечение этими средствами должно быть кратковременным, так как они способны вызвать побочные проявления.

Лейкотриеновые антагонисты

Такие препараты значительно снижают необходимость использования β2-адреномиметиков быстрого воздействия. Они относятся к новому поколению противоастматических и противовоспалительных препаратов, применяемых в профилактике развития бронхоспазмов.

Следует учитывать, что основной задачей терапии астмы и тактики ее лечения является контроль и подавление активности воспалительного процесса, что позволяет добиться длительной ремиссии бронхиальной астмы.

Использование базовой терапии лечения детей

Основной целью терапии у детей с бронхиальными заболеваниями является достижение стойкой ремиссии и повышения качества жизни.

Применение базовой терапии определяется следующими критериями:

  • частота бронхиальной симптоматики (менее 2 раз в течение недели);
  • частота ночных приступов;
  • ограничение ежедневной активности;
  • необходимость в применении экстренного лечения;
  • возможность обострений;
  • нормализация внешней дыхательной деятельности.

Фармакотерапия является неотъемлемой частью при лечении бронхиальных заболеваний у детей. Существенного прогресса при лечении астматических заболеваний у детей достигается при использовании базисных препаратов, предназначенных для снятия воспалительного процесса в бронхолегочной системе.

Следует отметить, что противовоспалительные препараты, применяемые в рамках базисной терапии должны использоваться не только при обострении заболевания, но и во время ремиссии в качестве профилактики обострения, что доказывает необходимость длительного лечения.

Медикаментозные препараты можно разделить на 2 вида

1. При легкой степени атсмы

Оказание неотложной помощи во время легкого астматического приступа назначаются дозирующие ингаляционные препараты (Беротек H, Сальбутамол и т.д.). Эти лекарственные средства лучше всего подходят для детей среднего и старшего возраста при неэффективности других бронхолитиков.

Для младшей возрастной группы рекомендуется применение Атровента или Беродуала. Эти аэрозоли обладают высокой степенью безопасности и могут использоваться во время ночного приступа астмы.

У детей раннего возраста рекомендуется использование дозированных ингаляторов со спейсером или небулайзера. При неэффективности подобранной дозировки лекарственного средства рекомендуется комбинировать бронхолитики с β2-агонистами, а также повысить дозу ИГКС после согласования с лечащим врачом.

В зависимости от степени тяжести астмы для детей от года может назначаться Флутиказона пропионат в ингаляциях не менее 2 раз в течение суток. При легком течении заболевания базовая терапия должна проводиться каждых 4-7 часов на протяжении 1-2 суток.

2. При среднетяжелой степени заболевания

При этой степени бронхиальной астмы у детей, предпочтительно назначать комбинированные бронхоспазмолитики в аэрозолях (Беродуал). При невозможности ингаляционной терапии рекомендуется в/в введение 2,4% раствора Эуфиллина, разведенного изотоническим раствором Хлорида натрия (5 мг на 1 кг. массы тела ребенка).

Важно! Внутримышечное, ингаляционное и ректальное (свечи) введение Эуфиллина у детей при этой стадии заболевания не используется!

После оценки состояния ребенка (спустя 20 минут) принимается решение о проведении терапии стартовыми бронхоспазмолитиками через каждых 4 часа с постепенным переводом пациента на датирующиеся аэрозоли и бронхолитики пролонгированного воздействия.

Далее базисная противовоспалительная терапия у детей продолжается с использованием Ингакорта, Недокромила натрия, Беклометазона, Кромогликата натрия и Будесонида с постепенным увеличением дозировки в 2 раза в течение недели. Кроме того, рекомендуется использовать противовоспалительный бронхолитик Дитек.

При крайне тяжелой степени развития бронхиальной астмы необходима срочная госпитализация ребенка в отделение интенсивной терапии с дальнейшим проведением экстренной терапии в условиях стационара. На сегодняшний день общепринятым для лечения является «ступенчатый» подход, когда снижение или увеличение объемов терапевтического вмешательства зависит от выраженности симптоматики заболевания.

Взаимодействие с пациентами

Немаловажное значение имеет непосредственный контакт с астматиком. Положительное влияние отмечено, когда помимо специфической терапии бронхиальной астмы, пациент обладает дополнительной информацией об этиологии своего заболевания, механизме ее развития и возможных осложнениях.

Для этого рекомендуется проводить небольшие беседы с пациентом, объясняя суть проводимых манипуляций и положительный эффект от их применения. Это позволяет эмоционально настроить его на позитивное отношение к лечению, что немаловажно для получения хорошего результата.

Такой подход при лечении бронхолегочных заболеваний очень важен для родителей детей, страдающих от астмы, так как малыши не могут самостоятельно принимать необходимые решения. Помочь им может только взрослый, который должен знать, как успокоить ребенка и научить его самостоятельно пользоваться ингалятором в экстренных случаях.

СТАТЬЯ НАХОДИТСЯ В РУБРИКЕ — заболевания, астма.

Использованные источники: allergiyanet.ru

Психосоматические причины бронхиальной астмы

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Психосоматические причины болезни

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Использованные источники: neastmatik.ru

Психотерапия детей, страдающих бронхиальной астмой

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук — Минск 2003

Актуальность темы диссертации

По данным Всемирной Организации Здравоохранения бронхиальная астма входит в число ведущих форм патологии по многим показателям (распространенность, тяжесть, экономические затраты на лечение и восстановление трудоспособности). Заболеваемость бронхиальной астмой за последние 10 лет возросла более чем на 50%. Ежегодно во всем мире от бронхиальной астмы умирают около 2 – 4 тысяч человек. Она является третьей по частоте причиной ограничения трудоспособности и пятой по ее утрате у больных моложе 35 лет [Зиновский В.И., 1999]. Высокий уровень распространенности бронхиальной астмы во все периоды детства, включая детей старшего возраста, позволяет считать ее частым заболеванием, нарушающим жизненную и физическую активность ребенка, приводящую к пропускам в школе, создающую социально – психо- логические проблемы в семье и имеющим существенное экономическое значение [Жерносек В.Ф., 1999, Исаев Д.Н., 2000].

В настоящее время убедительно доказано, что астма является гетерогенным заболеванием. В основе ее развития лежит целый ряд наследственных факторов, определяющих генетическую предрасположенность к ней [Суковатых Т.Н., Жерносек В.Ф.,1993]. Психосоциальные, психологические, поведенческие факторы на этом фоне играют роль разрешающих или провоцирующих и определенным образом влияют на течение заболевания. В ряде случаев они предшествуют развитию астмы, а иногда начинают действовать уже на фоне заболевания [Tetzlaff K., Leplow В., Staud R.D., 1994]. Установлено, что практически на всех этапах болезни у детей с бронхиальной астмой имеют место психические расстройства разнообразного характера. Они обусловлены многими факторами: социальной дезадаптацией, явлениями хронической гипоксии, побочным действием медикаментов и многими другими причинами, связанными с основным заболеванием [Иванова Н.А., 1989, Исаев Д.Н., 2000].

Большинство работ по изучению психической сферы детей, страдающих бронхиальной астмой, выполнено либо в психологических категориях, либо в форме описания выявленных нарушений на уровне симптомов и синдромов, без учета диагностических критериев Международной классификации психических расстройств (МКБ – 10). Исследование психических расстройств у детей с бронхиальной астмой в соответствии с диагностическими критериями МКБ – 10 позволит более целостно подходить к анализу данной проблемы и обеспечивать дифференцированный подход применения психотерапии в комплексном лечении детей, страдающих бронхиальной астмой. Раннее выявление психопатологической симптоматики и своевременное оказание психотерапевтической помощи детям с бронхиальной астмой позволит повысить эффективность лечения психических расстройств у данной категории пациентов, улучшить социальную адаптацию, скорректировать систему внутрисемейных отношений, что в целом окажет положительное влияние на течение основного заболевания. Данное исследование намечает перспективы внедрения комплексных методов работы врачей соматической практики (педиатров, аллергологов) совместно с психиатрами и психотерапевтами, что представляет социальную значимость, так как затрагивает проблемы здоровья и качества жизни растущего поколения и решает многие психологические проблемы в семьях больных детей.

Гипотеза

Психосоциальные, психологические и поведенческие факторы играют значительную роль в генезе бронхиальной астмы. Они могут стоять у истоков заболевания, сопутствовать ему, возникать вторично на фоне прогрессирования хронического аллергического воспалительного процесса в бронхах или являться следствием нежелательных эффектов медикаментозной терапии. У детей с хронической патологией формируются особенности психосоциальной дезадаптации. Это в свою очередь ухудшает проведение адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий. Интегративная модель психотерапевтической помощи предполагает применение взаимодополняющих психотерапевтических методов с учетом психопатологических особенностей пациентов и клинической картины заболевания. Включение ее в комплексную терапию бронхиальной астмы позволит воздействовать на организм в целом (на его психическую и биологическую составляющие), что поможет повысить эффективность основного курса базисной терапии.

Практическая значимость полученных результатов

Разработана и внедрена в практику комплексная программа интегративной психотерапии детей, страдающих бронхиальной астмой, позволившая повысить эффективность лечения психических расстройств у данной категории пациентов, осуществить коррекцию дисфункциональных внутрисемейных отношений, улучшить социальную адаптацию, что в целом оказало положительное влияние на течение основного заболевания. Результаты работы были внедрены в лечебно-диагностическую и профилактическую деятельность Минского городского детско-подросткового психоневрологического диспансера и аллергологического отделения 4-ой городской детской клинической больницы г. Минска. На основании полученных результатов разработана и издана «Инструкция по оказанию психопрофилактической и психотерапевтической помощи детям, страдающим бронхиальной астмой». Инструкция утверждена и рекомендована для практического использования Экспертной Комиссией Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 29 апреля 2002 года.

Экономическая значимость

Своевременное оказание психотерапевтической помощи детям, страдающим бронхиальной астмой, позволит повысить эффект базисной терапии, сократить сроки стационарного и амбулаторного лечения, снизить количество пропусков школьных занятий и пребывание родителей на больничном листе по уходу за ребенком, что принесет экономический эффект.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Дети, страдающие бронхиальной астмой, имеют определенные клинико- психологические особенности и высокий риск возникновения психических расстройств, что усугубляет клиническое течение основного заболевания, и приводит к процессам социальной дезадаптации.
2. Психопатологические расстройства занимают существенное место в общей картине болезни, имея самостоятельное диагностическое, терапевтическое и прогностическое значение, что обуславливает необходимость их своевременной диагностики и лечения. 3. Наиболее адекватный подход построения психотерапевтической тактики основывается на учете личностных особенностей, психопатологической симптоматики, характера внутрисемейного функционирования и клинической картины заболевания. 4. Включение интегративной психотерапии в комплексную программу лечения детей, страдающих бронхиальной астмой, способствует улучшению психического состояния больных, обеспечивает полноценную социально- психологическую адаптацию, что, в целом, повышает эффективность лечения астмы по сравнению с изолированным применением базисной терапии.

Личный вклад соискателя

Автором выполнено клинико-психологическое, клинико-психопатологическое и катамнестическое обследование 102 детей, страдающих бронхиальной астмой, в возрасте от 5 до 10 лет. Произведена статистическая обработка и анализ результатов их обследования. Разработана и внедрена в клиническую практику комплексная программа интегративной психотерапии детей, страдающих бронхиальной астмой. На основании полученных результатов издана «Инструкция по оказанию психопрофилактической и психотерапевтической помощи детям, страдающим бронхиальной астмой» в соавторстве с научным руководителем, кандидатом медицинских наук, доцентом Головачом А. А. и научным консультантом, доктором медицинских наук, профессором Беляевой Л. М. (личный вклад соискателя – 80%).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Исследование проводилось на базе аллергологического отделения 4-ой детской клинической больницы и Минского городского детско-подросткового психоневрологического диспансера. Основную клиническую группу составили 102 ребенка, страдающие атопической формой бронхиальной астмы. Критериями отбора являлись: 1) верифицированный диагноз бронхиальной астмы; 2) возможность достаточно полного клинического, динамического и катамнестического наблюдения; 3) согласие родителей на проводимое исследование; 4) возраст больных от 5 до 10 лет; 5) пациенты обоего пола. Из выборки исключались дети, страдающие самостоятельными формами других аллергических заболеваний, в частности атопическим дерматитом. Контрольную группу составили 80 практически здоровых детей (группы сопоставимы по полу и возрасту). В процессе лечения все пациенты были разделены две клинические группы. В первую группу (52 человека) вошли пациенты, в лечении которых применялся комплексный подход — базисная терапия бронхиальной астмы в сочетании с интегративной психотерапией. Во вторую группу (50 человек) вошли пациенты, получавшие только базисную терапию бронхиальной астмы. Базисная терапия проводилась по общепринятым протоколам и медикаментозным схемам, предусматривающим форму и степень тяжести заболевания, она назначалась врачами-аллергологами. Исследование проводилось по единой схеме и включало в себя методы клинико-психопатологического и клинико-катамнестического наблюдений, дополненных блоком психометрического исследования психического состояния и свойств личности с использованием стандартизированных шкал и проективных методик. Полное клинико-психологическое обследование проводилось дважды – до начала лечения и после его окончания. Диагностика бронхиальной астмы осуществлялась врачами отделения Республиканского центра детской аллергологии на базе 4-ой детской клинической больницы г. Минска на основании общепринятых диагностических критериев. Для оценки психопатологических проявлений применялись диагностические критерии МКБ-10 (Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра).

В результате обследования с использованием проективных рисуночных тестов выявлено следующее: для детей, страдающих бронхиальной астмой, характерны эмоциональная неуравновешенность, тревожность, замкнутость, наличие проблем межличностного общения, признаки компенсаторной агрессивности. Для всех показателей установлена статистическая достоверность (Р

Использованные источники: doktora.by

Похожие статьи