План реабилитации при бронхиальной астме у детей

1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — одно из наиболее распространенных заболеваний и, к сожалению, обнаруживается тенденция постоянного роста этого заболевания. Так, если заболеваемость бронхиальной астмой в начале века не превышала 1 % от общей численности населения, то в настоящее время эта цифра увеличилась до 10%. Ежегодно от этой болезни погибает около 2 млн человек (В.Н. Солопов, 1994). Бронхиальная астма — хроническое, рецидивирующее заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии, обязательным патогенетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным клиническим признаком — приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции, отека слизистой бронха.

Этиология и патогенез бронхиальной астмы сложны и полностью еще не раскрыты. Этиологические факторы могут быть распределены на 5 групп:

— неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, насекомых, животных);

— инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибки, дрожжи);

— механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль и т.п.);

— физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания барометрического давления, магнитного поля Земли);

— нервно-психические стрессовые воздействия.

В результате в бронхиальном дереве развивается хронический воспалительный процесс.

Важной патофизиологической стадией является спазм гладких мышц мелких бронхов и бронхиол, отек слизистой оболочки за счет резкого повышения проницаемости капилляров, гиперсекреция слизистообразующих желез. При этом формируются основные клинические симптомы болезни. В самом начале заболевания нарушение проходимости бронхов обусловлено преимущественно их спазмом, воспалением и отеком слизистого и подслизистого слоев дыхательных путей. Нарушение проходимости бронхов затрудняет движение слизи, и это проявляется тем, что после приступа появляется кашель и из бронхов откашливается мокрота в виде слизистых пробок.

Бронхоспазм при астме развивается двумя путями: 1) при непосредственном воздействии воспалительных медиаторов на гладкую мускулатуру бронхов (первичный бронхоспазм); 2) при раздражении чувствительных окончаний блуждающего нерва (вторичный бронхоспазм). В настоящее время наиболее частым запускающим фактором астмы являются респираторные инфекций, т.е. инфекции верхних дыхательных путей.

Существенное место в патогенезе бронхиальной астмы занимает участие высших отделов ЦНС, именно в ЦНС под влиянием интероцептивных безусловных рефлексов возникает патологическая доминанта, которая преобразовывается в у словный рефлекс, этим и объясняется повторяемость приступов астмы и роль в этом эмоциональных факторов, которые, действуя через вегетативную нервную систему, также могут вызвать приступ удушья у больного бронхиальной астмой. Различают следующие периоды бронхиальной астмы: предприступный, приступный, послеприступный, межприступный.

Бронхиальная астма — заболевание хроническое, протекает с обострениями, которые в большинстве случаев сменяются периодами ремиссий. В первой стадии болезни основным выражением ее при обеих формах являются приступы удушья экспираторного типа. В зависимости от тяжести приступов различают легкое, средней тяжести и тяжелое течение заболевания. Чаще бронхиальная астма начинается с легких приступов, проходя последовательно этапы среднетяжелых и тяжелых проявлений первой стадии, а затем переходит во вторую стадию болезни. Однако это не является закономерным. Болезнь может оставаться легкой на протяжении многих лет или начаться с более тяжелых симптомов и быстро прогрессировать. При легком приступе больной ощущает легкое экспираторное затруднение дыхания. Приступы средней тяжести могут сопровождаться более выраженным ощущением удушья, бледностью кожных покровов, умеренным цианозом. Дыхание шумное, хрипы слышны на расстоянии. При тяжелых приступах все перечисленные симптомы выражены еще резче. Больной принимает вынужденное положение — сидя, опираясь на локти или ладони, что способствует включению в акт дыхания вспомогательной мускулатуры. Кожа бледная, влажная. Грудная клетка фиксирована в положении глубокого вдоха. Дыхание вначале учащено, затем происходит его учреждение, жужжащие и свистящие хрипы слышны на расстоянии.

Признаки нарушения функции внешнего дыхания обнаруживаются не только при приступе, но и в межприступном периоде, хотя и менее выраженные. Они заключаются в снижении ЖЕЛ, объема выдоха, нарушении газообмена, развивается дыхательная недостаточность. Частые приступы неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой системы и могут быть причиной сердечной недостаточности.

Типичным осложнением бронхиальной астмы является обструктивная эмфизема легких.

Использованные источники: studfiles.net

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме

Реабилитация при бронхиальной астме позволяет пациенту пройти все промежуточные этапы заболевания, максимально восполнив возможности собственного организма.

Заболевание бронхиальной астмой, как правило, носит хронический характер, при котором характерен этап обострения и кратковременные ремиссии. Поэтому, используется специально разработанный план. Оптимальное время реабилитации составляет не менее 2-4 месяцев, в зависимости от степени тяжести бронхиальных проявлений.

Этиология заболевания

Причины развития бронхиальной астмы до конца не изучены, но условно их можно распределить на 5 групп:

  1. Аллергенные провокаторы с неинфекционным характером развития (пылевой клещ, компоненты вредных производств, лекарственные препараты, продукты питания).

  1. Инфекционный путь развития в виде бактериальной, грибковой или вирусной этиологии.
  2. Химическое и механическое воздействие щелочей, кислот и т. д.
  3. Метеорологические факторы (погодные условия, магнитные бури).
  4. Воздействие на нервную систему, являющееся результатом стрессовых ситуаций и переутомления.

Эти причины, каждая отдельно и в совокупности, способны вызвать воспаление бронхиальных путей, способствующее дальнейшему развитию заболевания.

Реабилитационные этапы

Восстановительные мероприятия разделяются поэтапно, каждый из которых отвечает за определенные функции:

Первый этап

Способствует выведению мокроты и рефлекторному воздействию на центр дыхания. Это позволяет вызвать рефлекторный кашель.

Второй этап

После выделения минимального количества мокроты, у больных начинается второй этап реабилитации, который предусматривает дыхательную гимнастику. Она способствует наиболее полному удалению азота из тканей. Второй и первый этап реабилитации проводятся до того момента, пока не снимется ригидность грудной клетки, и значительно снизится образование мокроты в легких.

Третий

На этом этапе предусматривается комплексное использование физических упражнений, которые приводят к перенапряжению больного и повышенной работоспособности организма. После этого увеличиваются способность организма к адаптации окружающей среды и усиление функциональных возможностей.

Четвертый

На этом этапе присоединяется рефлексотерапия и комплекс динамических занятий. Это повышает выносливость организма и нормализует дыхательную деятельность.

Необходимо учитывать, что этапность разрабатывается строго по индивидуальным параметрам. Кроме того для таких больных предусматривается специальная диета.

Лечебно — физкультурные упражнения

ЛФК во время бронхиальной астмы предусматривает специальную гимнастику, длительное пребывание на свежем воздухе, легкие спортивные нагрузки, в холодное время года рекомендуется ходьба на лыжах.

Главными задачами лечебной физкультуры являются:

  • нейтрализация напряжения и застойного процесса воспаления;
  • снижение спазмов в бронхиолах и бронхах;
  • нормализация механизмов полноценного дыхания с акцентом на выдох;
  • укрепление мышечной системы, которая участвует в дыхательном акте;

  • усиление диафрагмальной двигательной активности в грудной клетке;
  • обучение больных самостоятельному расслаблению дыхательных мышц;
  • увеличение функциональных резервов с помощью тренировки;
  • при сопутствующих сердечно-сосудистых нарушениях добавляются тренировки по нормализации кровообращения.

После окончания ЛФК улучшается отхождение мокроты, нормализуется выдох и устраняются ателектазы. Как правило, физкультурная нагрузка назначается при нормализации общего состояния пациента.

Наиболее часто используется следующий комплекс упражнений:

  • занятия, предусматривающие замедленный полноценный выдох. Этот этап способствует максимальному вытеснению воздуха из просвета альвеол, проходя через бронхиальный путь. Кроме того, этот комплекс предназначается для тренировки брюшного и диафрагмального пресса, которые активно участвуют в процессах дыхания;
  • рекомендуется проводить тренировочные занятия на звуковое произношение. Такая методика помогает развивать самостоятельный выдох для того, чтобы после тренировки у больных нормализовалось равномерное дыхание. Кроме того, вибрации в верхних дыхательных путях снижает на выдохе бронхиальные спазмы;
  • занятия лечебной гимнастикой для больных с астматическим синдромом направлены на обучение урежению дыхательной активности, снижая тем самым усиленную вентиляцию в области легких. Для этого могут использоваться самые обычные вещи: надувные шары, резиновые игрушки и другие подходящие вещи;

  • пациентам с бронхиальными заболеваниями не рекомендуется длительное натуживание и задерживание дыхания. Физическая реабилитация при бронхиальной астме и подбор необходимых упражнений осуществляются, основываясь на индивидуальное и физическое состояние организма человека и тяжести симптоматики;
  • во время легкого бега, спортивной ходьбы и других упражнений важно обращать внимание на правильность выполнения дыхания, акцентрируясь на выдохе. Спортивную ходьбу и бег желательно проводить в лесопарковых зонах. Кроме того, положительное воздействие на больных оказывает плавание — после предварительной подготовки к температуре водной среды, поэтому рекомендуется начинать плавание в теплое время года с переходом к более низким температурам воды.

Зимой эффективны лыжные прогулки с постепенным увеличением времени нахождения на открытом воздухе и придерживаясь рекомендаций по правильному дыханию.

ЛФК можно условно разделить на 2 этапа

1. Подготовка

Этот этап необходим для больных в качестве ознакомительного этапа, когда программа реабилитации полностью разработана и включает в себя несложные занятия на сгибание, наклон, разгибание и др.

2. Тренировка

В этой этапе эффективно применяется гимнастический снаряд (мяч, скакалка, палка и др.). В это время лечебная нагрузка предусматривает тренировку всех систем, поврежденных во время заболевания.

Противопоказания к ЛФК

Несмотря на все положительные моменты, для некоторых категорий больных с диагностированной бронхиальной астмой существуют противопоказания к ЛГ, к которым относятся:

  • острое лихорадочное состояние;
  • воспалительные процессы в стадии обострения;
  • частые рецидивы заболевания, сопровождающегося удушьем;
  • III стадия нарушения в работе сердечно-легочной системы.

При выявленной диагностике бронхиальных проявлений активные физические нагрузки противопоказаны.

Применение тактики массажа

Реабилитация детей с бронхиальной астмой, а также взрослых пациентов предусматривает достаточно эффективный способ в виде специального лечебного массажа. Правила выполнения процедуры:

  1. Исходное положение бронхиального больного — в положении лежа лицом вниз, вытянув обе руки вдоль тела. Массажные движения начинают с легких поглаживаний от низа ребер по направлению к затылочной области затылка, захватывая плечи и подмышки.

  1. Поперечное массирующее движение начинается от позвоночного столба по направлению к межреберным промежуткам и подмышкам, а далее движения проводятся в противоположном направлении. После этого следует закончить массаж легкими поглаживающими движениями. Продолжительность массирования спины не должна превышать 10 минут.
  2. Передние стенки грудины массируются, когда пациент лежит на спине. Массаж начинается от нижнего края ребра по направлению к плечу и ключице. Особое внимание уделяется массированию надключичной и подключичной зоны при помощи поглаживаний и легких нажатий на грудную клетку во время выдоха. Процедура не должна превышать 15 минут ежедневно в течение 10-14 дней.

  1. Классическая методика этапов массажа может видоизменяться зависимости от того, с какими патологическими процессами протекает бронхиальное заболевание. Например, при пневмосклерозах, которые сопровождаются нарушением вентиляции легких предпочтительно использовать растирание и растяжение. Если у больного наблюдаются обструктивные нарушения легочной системы, рекомендуется выполнять растирание и поглаживание.

Такая массажная презентация способствует усилению дыхательной функциональной системы больного, позволяя полностью реализовать весь комплекс реабилитационных мероприятий.

Медикаментозная терапия

При выполнении реабилитации физиотерапевтическая методика применяется к больному совместно с медикаментозной терапией. Это позволяет максимально эффективно снять обструктивные нарушения. Как правило, для таких больных рекомендуется использование аэрозольных препаратов в специальных баллончиках или жидких растворов, которые вдыхаются с помощью небулайзера.

Положительное воздействие на дренажную бронхиальную функцию наблюдается во время применения электрофореза с добавлением 2% калия йода. В некоторых ситуациях положительное медикаментозное воздействие наблюдается при электрофорезе с 5 % р-ром хлористого кальция.

К наиболее перспективным препаратам борьбы с бронхиальной астмой относятся рефлексотерапия, занятия дыхательной гимнастикой, комплексная физкультура и лекарственная терапия. Комплекс этих мероприятий способствует реабилитации не только больных с астматическим синдромом, но и усиливает иммунные силы организма.

Необходимо отметить, что реабилитация бронхиальных заболеваний направлена только на снижение негативных проявлений и усиление адаптационных способности организма пациента. К сожалению, методики 100% избавления от бронхиальной астмы не существует.

СТАТЬЯ НАХОДИТСЯ В РУБРИКЕ — заболевания, астма.

Использованные источники: allergiyanet.ru

Реабилитация детей и подростков с бронхиальной астмой в условиях поликлиники. Физический и психологический аспекты реабилитации

Физический аспект реабилитации

КРГ-1.2 – КРГ-3.1

1. Закаливающие мероприятия.

Основным методом повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам и тем самым уменьшения возможности провокации приступов БА служит закаливание. При охлаждении кожи происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов как кожи, так и слизистой оболочки носа, что снижает температуру воздуха в полости носа на 2°C.

При этом нарушаются функции защитных клеток, снижается поступление антител, что повышает риск развития инфекции. Закаливание тренирует реакцию сосудов, у закаленных при охлаждении температура воздуха в полости носа падает всего на 0,3 –0,5 °C.

Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10–20 минут, гораздо важнее его повторность и постепенность.

Большим закаливающим эффектом является ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27–28°С, снижая ее каждые 1–2 дня на 2–3°С до конечной температуры 15°С (немного холоднее комнатной). Хорошим закаливающим воздействием обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40°С 30–40 секунд) холодной (14–15°С) – удлиняя ее экспозицию от 15–20 секунд до 30 секунд.

Доводить холодовые воздействия до неприятных (т.е. применять слишком холодную воду или же оставлять ребенка под холодным душем дольше 30–40 секунд) недопустимо – не по причине возможной “простуды”, а из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, если ребенок “ежится ”, боится, его принуждать не следует.

Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14–15°С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату.

Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, температура в сауне должна быть около 90°С, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60°С с экспозицией 2–3 минуты повышать до 80°С в течение 6–8 минут). За один сеанс дети посещают парную 2–3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают (медленно) в бассейне с температурой воды около 25°.

Закаливание после нетяжелой ОРВИ можно возобновить (или начать) через 7–10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней – через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки – через 3–4 недели.

2. Респираторная терапия (дыхательная гимнастика) – лечение «дыхания через дыхание».

Дыхательные упражнения с применением различных методик:

2.1 — с произнесением звуков, удлиненных выдохом,

2.2 — диафрагмальным дыханием (гиповентиляционные упражнения),

2.3 — дыхание через сопротивление,

2.4 — медленный удлиненный вдох с пассивным выдохом,

2.5.- абдоминальное дыхание,

2.6.- методы интервальной гипоксической тренировки.

2.7.- метод волевой ликвидации глубокого дыхания (по Бутейко),

2.8.- парадоксальная дыхательная гимнастика (по Стрельниковой),

2.9 — музыкальная школа по классу духовых инструментов.

3. Массаж грудной клетки (ручной, механический) № 8 –10.

Может быть классическим, точечным, сегментарным. Поглаживающий массаж, вибрационный, с использованием дренажных положений.

4. Лечебное плавание – важный фактор программы реабилитации детей с бронхиальной астмой (при наличии возможностей и по индивидуальным показаниям). Курс лечебного плавания для детей не умеющих плавать может быть представлен в виде двух периодов: подготовительного и основного. Первый период — изучение индивидуальных особенностей ребенка с использованием психологических тестов и данных медицинских обследований, закаливающие процедуры и специальные дыхательные упражнения, а также упражнения «сухого» плавания для овладения плавательной техникой.

Этот период занимает одну-две недели и проводится дома. Основной период проводится в бассейне, где дети обучаются технике плавания в основном способом брасс на груди. Характерно, что данный способ плавания наиболее благоприятствует полному дыханию с четко выраженными фазами: вдох-выдох-пауза.

Кроме того, во время вдоха пловцу приходится преодолевать давление воды на грудную клетку, а при выдохе в воду встречать ее сопротивление. В результате происходит заметная тренировка дыхательной мускулатуры, улучшается функция легких, повышается их емкость, что благоприятно сказывается на укреплении всего легочного аппарата.

5. Этапная аэрозольтерапия при БА не рекомендуется,

т.к. используемые муколитики могут усилить кашель и обструкцию дыхательных путей.

6. Использование преформированных физических факторов.

Аэроионотерапия – лечение ионизированным воздухом с целью уменьшения бронхоспастических явлений. Ионизированные частицы воздуха – аэроионы – вызывают значительную перестройку реактивности организма, действуют гипосенсибилизирующим образом, улучшают самочувствие ребенка, сосудисто-вегетативные показатели, ФВД.

Электросон – метод воздействия импульсным прямоугольным током низкой частоты на головной мозг, что вызывает сон или дремоту, улучшает кровоснабжение и оксигенацию мозга, способствует нормализации соотношения тормозных и возбудительных процессов. Широко применяется при реабилитации больных с БА.

Индуктотермия лечебный метод воздействия высокочастотным переменным индуцированным магнитным полем, в результате чего в тканях образуется тепло, усиливается крово- и лимфообращение, улучшается жизнедеятельность клеток. Индуктотермия показана при подострых и хронических заболеваниях органов дыхания.

Больным с БА в периоде стихания бронхообструктивных явлений, при нестойкой ремиссии и во внеприступном периоде болезни индуктотермия назначается для активизации глюкокортикоидной функции надпочечников особенно детям с тяжелым течением БА, ранее получавшим терапию ГК. Индуктотермия выполняется на область надпочечников, используется электрод вихревых токов (ЭВТ-1). Курс – 10-15 процедур, продолжительностью 10-12 мин., ежедневно или через день, желательно в первую половину дня (через 1-2 часа после завтрака).

Микроволновая терапия – лечение энергией микроволн дециметрового диапазона (ДМВ-терапия) и сантиметровых волн (СМВ-терапия). При поглощении энергии микроволн повышается температура тканей организма, усиливается кровоток, проницаемость мембран, обмен веществ. Микроволны оказывают противовоспалительное и болеутоляющее действие.

Энергия ДМВ (аппараты «Ромашка», «Ранет», «Волна») проникает на больщую глубину, чем СМВ (аппарат «Луч-2»), что обусловливает их преимущество. Хорошо себя зарекомендовало сочетание микроволновой терапии с лекарственным электрофорезом на грудную клетку. Волны дециметрового диапазона более эффективны при аллергической природе заболеваний и транзиторных иммунодефицитах, заметно ускоряют рассасывание воспалительных элементов

Магнитотерапия – метод, при котором на ткани больного воздействует переменное магнитное поле низкой частоты (ПеМП). Это сравнительно новый метод физиотерапии в педиатрии. Под влиянием магнитного поля в тканях организма происходит усиление физико-химических процессов, проницаемости мембран, возрастает уровень обменных процессов.

Важным эффектом ПеМП является усиление регенераторных процессов в поврежденных тканях. Магнитотерапия слабее действует на органы дыхания в сравнении микроволнами, но в случаях, когда нельзя назначить микроволны, лучше использовать магнитотерапию.

Ультразвуковая терапия – использование в лечебных целях механических упругих колебаний среды с частотой 880-2800 кГц, что выше акустического диапазона (20 кГц). Ультразвук не распространяется в воздухе, поэтому лечебное воздействие им производят через контактную среду – вазелиновое масло или воду.

Особенностью действия ультразвука на ткани являются переменные сжатия и разряжения, приводящие к пульсации внутриклеточных и внеклеточных микропотоков циркуляции, что оказывает своеобразный эффект «микромассажа» тканей. При БА используется методика воздействия на грудную клетку по Шеиной, курсом до 12 процедур, первые 6 процедур ежедневно, затем через день.

Кроме того показан ультразвук на область надпочечников до 8 проц. или на область селезенки до 8-10 проц. (по методике профессора Чиркина). На этапах реабилитации хорошо себя рекомендует чередование сеансов ультразвуковой терапии (1 день) с микроволновой терапией (другой день).

Электролечение – это гальванизация и лекарственный электрофорез. Лекарственный электрофорез традиционно используются на всех этапах реабилитации больных с бронхолегочной патологией. Применяют различное расположение электродов на грудной клетке – поперечное и продольное (на обе половины легких).

При БА используют электрофорез с магнием, папаверином, кальцием на грудную клетку, 8-10 процедур. С целью гипосенсибилизации и снижения патологической возбудимости нервных рецепторов рекомендуется назальный электрофорез 2% р-ра хлорида кальция или 2% р-ра сульфата магния или 0,1% р-ра димедрола (8-10 процедур).

Амплипульстерапия – лечение синусоидальными модулированными токами (СМТ-терапия) (апапараты «Амплипульс»). Эти токи свободно проникают через кожу, не вызывая неприятных ощущений, что является большим преимуществом для детей. Методики назначения: поперечно, на межлопаточную область, на область надпочечников, подлопаточно-подмышечно.

Можно использовать в процедуре воздействия на одно поле, либо на два поля, ежедневно или через день до 8 проц. Сочетанное применение комплекса процедур [микроволны + СМТ + ЛФК + массаж грудной клетки], по мнению специалистов, является мощным реабилитационным комплексом у детей с бронхолегочной патологией, включая БА.

КВЧ-терапия стала широко применяться при реабилитации детей и подростков с БА. Используется как монотерапия, так и комплексно. Курс — 6 — 12 процедур.

Лазеро- или магнитолазеротерапия – в настоящее время широко используется при реабилитации больных с заболеваниями легких. Эти методы позволяют улучшить микроциркуляцию тканей, уменьшить обструктивный компонент внешнего дыхания, оказывают местную и общую иммуностимуляцию. Методика заключается в воздействии гелий-неонового лазера на рефлексогенные зоны в сочетании с надвенным лазерным или магнитолазерным облучением крови в области кубитальной вены. Эффективным комплексом для диспансерных больных в поликлинике является сочетание: лазер + массаж грудной клетки.

Ультрафиолетовое облучение в эритемных дозах – при БА способствует гипосенсибилизирующему действию благодаря повышению антигистаминных свойств крови (увеличению гистаминопексии). Большей эффективностью обладает методика УФО-воздействия на определенные рефлексогенные зоны: 1 зона – воротниковая область, 2 зона – межлопа-точная область, 3 зона – область поясницы (проекция надпочечников). Зоны облучают поочередно по мере исчезновения эритемы (через 2-3 дня). Курс лечения состоит из 2-3 циклов по 3 процедуры (всего 6-9 облучений).

Наиболее выраженный эффект от ультрафиолетовой эритемотерапии отмечается при БА средней степени тяжести.

Биоптронтерапия – метод лечения с использованием противовоспалительного действия плоскополяризованного света с длиной волны от 400 до 2000 нм. Применение метода улучшает регионарную гемодинамику и лимфоток, усиливает обменные процессы в воспаленных тканях.

Парафиноозокеритолечение – по паравертебральной методике, продолжительность процедуры 15-20 мин, у детей старшего возраста – до 30 мин. Курс – 8-10 процедур, проводятся через день.

Ванны: морские (с морской солью), иодобромные, углекислые, «жемчужные», хвойные.

Души: дождевой, циркулярный, веерный, подводный (душ-массаж). Детям в стадии ремиссии рекомендуется на этапе реабилитации в условиях дневного стационара поликлиники проведение курса подводного душа-массажа на грудную клетку (по методике – снизу вверх), затем УВЧ на грудную клетку, через день, курс – 8-10 процедур. В зимнее время амбулаторно проведение указанного комплекса нежелательно.

Гало- и спелеотерапия.

В последние годы на этапах реабилитации больных с БА широкое применение нашло использование камер (палат) искусственно созданного микроклимата соляных шахт – галотерапия или естественного микроклимата соляных шахт – спелеотерапия (Республиканская больница спелеолечения, г.Солигорск).

Указанные варианты микроклимата оказывают многофакторное влияние на больных за счет мягкого воздействия на дыхательные пути ионов натрия, калия, хлора. Подобная безаллергенная среда оказывает мощное элиминационное воздействие особенно при аллергической форме астмы.

Применяются методы электро- лазеро- и магнитопунктуры. Иглорефлексотерапия (8-10 процедур) особенно показана при психозависимой форме БА, больным с сопутствующими неврологическими заболеваниями – тиками, энурезом, логоневрозами, СВД). На фоне рефлексотерапии отмечается положительная динамика клинического течения болезни, проявляющаяся уменьшением тяжести и частоты приступов, удлинением периода ремиссии. Рефлекторные воздействия на организм пациента с БА приводят к нормализации его психоэмоционального состояния.

Психологический аспект реабилитации

Методы психологической коррекции

Методы психологической коррекции применяются по необходимости, с учетом имеющихся возможностей (наличие в штате реабилитационной бригады специалиста-психолога). При этом используют индивидуальные подходы к больным, а также групповую психотерапию. Предварительно проводится психологическое тестирование с анализом личностных характеристик пациентов согласно разработанных и утвержденных методик.

Жерносек В.Ф., Василевский И.В., Кожарская Л.Г., Юшко В.Д., Кабанова М.В., Попова О.В., Рубан А.П., Новикова М.Е.

Использованные источники: medbe.ru

Похожие статьи