Диссертация бронхиальная астма у детей

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему: Бронхиальная астма у детей: семейные психовегетативные нарушения, их диагностика и пути коррекции

Оглавление диссертации Черняк, Ирина Данииловна :: 2005 :: Москва

ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Значение психовегетативных нарушений в возникновении бронхиальной астмы у детей.

1.1.1 Психологические и психофизиологические особенности детей, страдающих БА и их родителей, особенности внутрисемейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания.

1.1.2 Вегетативные расстройства у детей с БА и их родителей.

1. 2.Исследование психоэмоционального и вегетативного статуса у детей, страдающих БА и у их родителей.

1.3 .Коррекция семейных психовегетативных отклонений.

ГЛАВА II МАТЕРИАЛЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ

2.1 Клиническая характеристика детей с бронхиальной астмой.

Методы стандартного обследования.

2.2.Клиническая характеристика родителей.

2.3 Исследование психологического и психофизиологического статуса детей с БА и их родителей.

2.4. Исследование вегетативного статуса.

2.5 Методы проведения психокоррекционных мероприятий. 40 2.6. Статистическая обработка, полученных результатов

ГЛАВА III СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Социальные аспекты в ремьях детей, страдающих БА. Психологический, психофизиологический и вегетативный статус детей с БА и их родителей. Особенности внутрисемейных взаимоотношений. 4f

3.2 Результаты психологического, психофизиологического и вегетативного обследования детей с различным течением БА и их родителей.

3.3. Результаты проведения комплексной терапии в группах обследованных детей и их родителей.

Введение диссертации по теме «Педиатрия», Черняк, Ирина Данииловна, автореферат

Психосоматические расстройства часто наблюдаются в педиатрической практике и по данным различных авторов занимают от 40 до 65% среди всей неорганической патологии [60,72,197]. На протяжении последних десятилетий многие авторы относят бронхиальную астму (Б А) к классическим психосоматическим заболеваниям и отмечют большую роль эмоционально-личностных нарушений в генезе болезни [70,96,181,214,229].

Несмотря на успехи, достигнутые в профилактике, диагностике и лечении Б А у детей, её распространенность имеет устойчивую тенденцию к возрастанию [73,160,200,204], что, по мнению преобладающего большинства исследователей, связано со стремительным ростом экологических проблем современного мира. С другой стороны, не вызывает особого сомнения и меняющаяся под влиянием среды реактивность современного человека. Имеют значение постоянно дополняющиеся и меняющиеся представления врачей о сущности рассматриваемой патологии [14,58,209].

В настоящее время, вопросы наследственной предрасположенности при БА достаточно хорошо изучены [47,72,90,206,219]. Однако в литературе, не в полной мере нашли отражение факторы социального риска в семьях детей с БА. Не прослежена взаимосвязь между психофизиологическими и психовегетативными параметрами у детей с БА и их родителей. Практически не встречаются данные о состоянии сенсорных систем при БА у детей и у их родителей. Не достаточно изучены вышеуказанные показатели психофизиологического станса при различной степени тяжести заболевания [33,114]. Комплексное обследование детей и родителей и сопоставление I полученных результатов позволит воссоздать целостность картины семейных психофизиологических нарушений, определяющих своеобразие клинических проявлений болезни ребенка.

Важной проблемой остается совершенствование методов комплексной терапии БА у детей. Известно, что значительный прогресс в этой области связан с введением в обязательную схему лечения больных базисной терапии, включающей ингаляционные кортикостероиды, мембраностабилизаторы, физиотерапию и т.д. [Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика», 1997г.]. Между тем, в педиатрической практике, на сегодняшний момент недостаточно внимания уделяется психокоррекционным методам [79,86,205]. Отдельные исследователи подчеркивают значительные трудности в подборе индивидуальных психотерапевтических программ [39,174,187]. Логично предположить, что их использование не только у детей с БА, но и у их родителей предопределит изменение микроклимата в семье и, возможно, окажет положительное влияние на течение основного заболевания у ребенка.

Изучить психоэмоциональные, психофизиологические и вегетативные особенности детей, страдающих БА, и их родителей и, на основе полученных результатов разработать комплекс психокоррекционных мероприятий доступных для общепедиатрической практики.

1. Исследовать ведущие факторы социального риска в семьях детей, страдающих БА.

2. Изучить эмоционально-личностные, психофизиологические и вегетативные особенности детей, страдающих БА и их родителей.

3. Исследовать психологический статус, состояние сенсорных систем и вегетативной регуляции у детей с различной степенью тяжести бронхиальной астмы.

4. Апробировать комплекс диагностических методик для выявления психофизиологических отклонений у детей с БА и их родителей и рекомендовать их к использованию в общепедиатрической практике.

5. Разработать метод, позволяющий по результатам проективных рисуночных тестов дать количественную оценку базовым психологическим характеристикам личности.

6. Разработать комплекс психокоррекционных мероприятий, адаптированный к общепедиатрической практике.

Впервые проведено комплексное исследование психологических, психофизиологических, вегетативных особенностей у родителей и их детей, страдающих Б А, определен характер внутрисемейных взаимоотношений при этом заболевании.

Предложен универсальный алгоритм обследования детей с Б А и их родителей в общесоматическом отделении, позволяющий выявить нарушения на социальном, психологическом, психофизиологическом и вегетативном уровнях.

Разработан и апробирован в педиатрической практике новый комплекс методов психотерапевтической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоциональных и вегетативных взаимоотношений и улучшение течения основного заболевания.

Использование в практической деятельности общепедиатрического стационара предложенного комплекса диагностических и лечебно-коррекционных мероприятий позволяет произвести коррекцию психовегетативных нарушений, а также улучшить качество лечения детей с БА.

Разработанный на основе полученных данных метод бальной оценки базовых психологических черт личности объективизирует результаты проективных м его дик. (Р/п № 2378, бриз СГМУ от 6 апреля 2000 года)

Разработанный способ аудиовизуальной терапии, позволяет проводить коррекцию психоэмоциональных нарушений с учетом выявленных особенностей вегетативной регуляции, как в условиях общепедиатрического стационара, так и на уровне поликлинического звена практического здравоохранения (Р/п № 2381, бриз СГМУ от 6 апреля 2000 года).

Внедрение результатов исследования

Вышеперечисленные методики внедрены в практику в КБ СГМУ №3, в Областной детской клинической больнице города Саратова, Муниципальной детской больнице города Энгельса, поликлинике МСЧ «Корпус».

Материалы работы используются в процессе преподавания курсов факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете Саратовского государственного медицинского университета. Данные исследования получили отражение в учебно-методическом пособии «Психосоматические заболевания у детей и подростков», вышедшем в издательстве Саратовского государственного медицинского университета в 1999 г и переизданном в 2002 г.

Основные положения выносимые на защиту

1. В комплекс диагностических мероприятий при Б А у детей необходимо включать оценку эмоционально-личностных, психофизиологических и вегетативных параметров в паре ребенок — родитель.

2. Изменения параметров психологического, психофизиологического и вегетативного статуса родителей и детей с различным течением Б А взаимосвязаны.

3. Включение психокоррекционных методов в комплексную терапию БА у детей приводит к гармонизации на психологическом, психофизиологическом и вегетативном уровнях, улучшает микроклимат в семье и оказывает положительное влияние на течение БА, что способствует более полной медико-социальной реабилитации больных.

Основные положения диссертации доложены на 60, 61, 62 конференциях студентов и молодых ученых Саратовского государственного медицинского университета (1999, 2000, 2001 г.г.), Научно-практической конференции с международным участием «Комплексный подход к психосоматическим заболеваниям» (Архангельск 2000 г.), Научно-практической конференции с международным участием «Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии» (Иваново, 2001 г.), IV Международной научной конференции «Здоровье семьи — XXI век» (Дубай, 2002 г.) Ученом Совете Саратовского государственного медицинского университета (2002 г.).

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 189 отечественных и 51 иностранных источника, содержит 20 таблиц и 9 рисунков, изложена на 129 страницах.

Использованные источники: medical-diss.com

Взаимосвязь инфекционно-аллергической бронхиальной астмы и аллергического ринита у детей

УДК: 616.248+616.211-002]-056.43-022.7-0.53-08:615.37 На правах рукописи

ЖАХАНОВА БОТАГОЗ АМАНГЕЛЬДИЕВНА

Взаимосвязь

инфекционно-аллергической

бронхиальной астмы и аллергического ринита у детей

14.00.36 – аллергология и иммунология

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Казахском национальном медицинском университете

им. С.Д. Асфендиярова

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

кандидат медицинских наук,

Ведущая организация: РГП НИИ кардиологии и внутренних болезней

Защита диссертации состоится 18 июня 2010 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 09.01.01 при Казахском национальном медицинском университете им. С. Д. Асфендиярова Министерства здравоохранения Республики Казахстан по адресу: г.Алматы, ул. Толе би, 88

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова по адресу: 050012,

г. Алматы, ул. Богенбай батыра, 151.

Автореферат разослан “ ” мая 2010 г.

доктор медицинских наук, профессор Куттыкужанова Г.Г.

Введение

Актуальность проблемы:

Бронхиальная астма детского возраста является серьезной медицинской и социальной проблемой. По распространенности, тяжести течения, сложности диагностики, терапии и реабилитации, социальным и экономическим проблемам бронхиальная астма занимает ведущее место среди «заболеваний века» и недаром названа «парадоксом ХХ столетия» [Ласица О.И., 2001; Огородова Л.М., Астафьева Н.Г., 2001; Bousquet J., 2002]. Это определяется рядом обстоятельств, среди которых можно выделить наиболее важные.

Отмечается неуклонный рост заболеваемости и смертности детей с бронхиальной астмой. Эпидемиологические исследования в Европе и других регионах мира свидетельствуют, что в течение последних 2-3 десятилетий распространенность бронхиальной астмы стремительно прогрессирует. В частности, в России частота бронхиальной астмы у детей варьирует от 5 до 15% [Локшина Э.Э., Зайцева О.В., 2006]. В Украине, по данным официальной статистики, распространенность астмы за последнее десятилетие ХХ века увеличилась в 1,6 раза [Ласица О.И., 2001]. Эпидемиологические исследования, проведенные в северных областях Казахстана согласно требованиям программы ISAAC, выявили распространенность заболевания, равную 4,6-6,0% [Жаксылыкова Г.А., 2005].

Результаты исследований, касающихся бронхиальной астмы, указывают на рост смертности, в том числе у детей. Группу риска по неблагоприятному исходу бронхиальной астмы составляют главным образом пациенты с тяжелой формой заболевания и подростки [McNairn J.D. et al, 2007; Wilson D.H. et al, 2007].

Детская астма может возникнуть в любой период, однако дебют заболевания чаще отмечается в раннем возрасте и в 50-80% случаев – у детей до 7 лет [Verbruggen S.C. et al, 2006]. Именно этот период наиболее трудный в плане верификации диагноза бронхиальной астмы. С одной стороны, возникновению бронхиальной обструкции способствуют анатомо-физиологические особенности респираторного тракта ребенка, среди которых наиболее важными являются узость дыхательных путей, преобладание вазосекреторного компонента в развитии воспалительного процесса. С другой стороны, огромный перечень патологических состояний и заболеваний, сопровождающихся синдромом бронхообструкции, кашлем и свистящим дыханием у детей раннего возраста, усложняет дифференциальную диагностику [Смоленов И.В., Смирнов Н.А., 2001].

Известно, что развитие клинической картины бронхиальной астмы протекает на фоне широкого комплекса закономерных и хорошо исследованных изменений со стороны системы иммунитета [Schroder N.W. et al, 2007; Baraldo S., 2007], причем имеется общность иммунологических нарушений у больных с аллергическим ринитом и астмой [McGeady S.J., 2004]. Последнее способствует развитию бронхиальной астмы на фоне аллергического ринита, в результате чего его относят к числу важнейших факторов риска астмы у детей [Moverare R., 2003; Gerard N.P., Gerard C., 2002].

В то же время, вопросы иммунодиагностики бронхиальной астмы у детей, аспекты прогнозирования ее развития и течения до настоящего времени остаются недостаточно изученными и фактически не используемыми в клинической практике.

Диссертация выполнена собственно инициативно

Цель работы

Разработка клинико-иммунологических прогностических критериев развития бронхиальной астмы у детей с аллергическим ринитом.

Задачи

  1. Проанализировать состояние клеточного иммунитета у детей с развитием бронхиальной астмы на фоне аллергического ринита, в том числе в зависимости от степени тяжести течения заболевания.
  2. Провести сравнительный анализ показателей гуморального звена иммунной системы у детей с бронхиальной астмой на фоне аллергического ринита и при неосложненном течении ринита.
  3. Выявить особенности состояния неспецифических фагоцитарных механизмов иммунитета при развитии бронхиальной астмы на фоне аллергического ринита.
  4. Определить особенности цитокиновой регуляции иммунной системы у детей с развитием бронхиальной астмы на фоне аллергического ринита.
  5. Разработать клинико-иммунологические прогностические критерии развития бронхиальной астмы у детей с аллергическим ринитом.

Научная новизна

В работе впервые проведен комплексный ретроспективный и проспективный анализ состояния различных факторов системы иммунитета у детей с аллергическим ринитом в зависимости от развития у них бронхиальной астмы. Впервые определен ряд особенностей иммунных нарушений, способствующих развитию астмы, в частности, дисбаланс состава иммунокомпетентных клеток, нарастание продукции IgE, ЦИК и В работе впервые проведен комплексный ретроспективный провоспалительных цитокинов в динамике, функциональная недостаточность фагоцитарной системы.

Впервые осуществлен сравнительный и корреляционный анализ динамики клинических и иммунологических показателей в группах детей с аллергическим ринитом в зависимости от риска развития бронхиальной астмы.

Практическая значимость

Предложен и практически апробирован на достаточном контингенте детей способ прогнозирования развития бронхиальной астмы у детей на фоне аллергического ринита, включающий анализ клинических показателей, состояния клеточного, гуморального и неспецифического фагоцитарного иммунитета в динамике. Предложенный способ позволяет формировать рекомендации для своевременной коррекции функционального состояния иммунной системы для профилактики развития осложнений аллергического ринита, включая бронхиальную астму у детей.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Показатели клеточного звена системы иммунитета, в особенности содержание Cd4+ клеток и соотношение Cd4+/Cd8+лимфоцитов у детей с высоким риском развития бронхиальной астмы на фоне аллергического ринита повышены, в динамике имеется тенденция к снижению содержания Cd8+ лимфоцитов.

2. У детей с развитием бронхиальной астмы на фоне аллергического ринита наблюдается дисбаланс показатели гуморального иммунитета, выражающийся в повышении содержания иммуноглобулинов класса M и циркулирующих иммунных комплексов на фоне снижения IgA и нормальных показателей IgG. В динамике наблюдения у детей с развитием БА отмечался рост содержания ЦИК и IgE.

3. У детей с аллергическим ринитом характерно повышение активности фагоцитарных механизмов системы иммунитета в сочетании с их функциональным дисбалансом.

4. Для аллергического ринита и бронхиальной астмы у детей характерно наличие выраженного дисбаланса регуляторных факторов иммунной системы, выражающегося в повышении содержания в крови цитокинов классов IL-4 и IL-6 в сочетании со снижением концентрации противовоспалительного цитокина IL-10.

5. Клиническим признаком бронхиальной астмы у детей с аллергическим ринитом является снижение показателей функции внешнего дыхания в динамике, иммунологическими – повышение соотношения Cd4+/Cd8+ более 2,0, повышение содержания IgE более 60 МЕ/мл и рост в динамике более чем в 2 раза, увеличение концентрации ЦИК в крови, увеличение соотношения IL-4/IL-10 более 1,5 и снижение соотношения ФЧ1/ФЧ2 до уровня менее 2,0.

Апробация работы

Основные научные результаты апробированы и доложены на:

1. Заседании научно-практической конференции для врачей Регионального диагностического центра г. Алматы, 29.10.2009 г.

2. VII съезде аллергологов и иммунологов СНГ. II всемирном форуме по астме и респираторной аллергии г. Санкт-Петербург (25-28 апреля 2009г).

3. Мастер класс: «Лицом к пациенту: свобода от астмы и ХОБЛ» 20 октября 2009 г.

4. Заседании научного семинара кафедры иммунологии и аллергологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. 17.11.2009 г.

5. Научно-практической конференции посвященной к Всемирному дню борьбы с аллергией «Аллергия – болезнь цивилизации». Алматы, ноябрь 2009 г.

6. Заседании научно-плановой проблемной комиссии «Научные основы эпидемиологии, иммунологии инфекционных и неинфекционных процессов (этиопатогенез, диагностика, профилактика, лечение, разработка новых подходов)». 13.01.2010 г.

7. На конкурсе молодых ученых НИР КазНМУ им. С.Д.Асфендирова. Алматы, апрель, 2010г.

Внедрение результатов работы

Представленные в диссертации диагностические и прогностические критерии внедрены в клинических условиях в РДЦ г. Алматы.

Научные положения, обоснованные в диссертации, используются в преподавании предмета «Клиническая иммунология и аллергология» на кафедре клинической иммунологии и аллергологии» КазНМУ.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 разделов основной части, заключения, включающего выводы и практические рекомендации, списка использованных источников из 156 наименований. Текст изложен на 104 страницах компьютерного набора, содержит 45 таблиц, 11 рисунков.

Основная часть

Материалы и методы исследования

В рамках работы проведено комплексное клинико-иммунологическое обследование 445 детей в возрасте от 4 до 14 лет, страдающих аллергическим ринитом и проспективное наблюдение за 218 детьми из их числа.

Распределение обследованных детей группы проспективного наблюдения в зависимости от возраста и пола представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение обследованных детей с аллергическим ринитом группы проспективного наблюдения по возрасту

Использованные источники: xn--d1acjmiy6ee.xn--p1ai

Принципы патогенетической терапии бронхиальной астмы у детей

Дата публикации: 09.12.2014 2014-12-09

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Хашимова З. М., Ахмедова Е. А., Шамсутдинова Н. А. Принципы патогенетической терапии бронхиальной астмы у детей // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/archive/81/14630/ (дата обращения: 28.07.2018).

Статья посвящена принципам патогенетической терапии БА у детей. Показано, что совместное применение ингаляционных глюкокортикостероидов и предложенной схемы эффективно.

Ключевые слова: бронхиальная астма, ингаляционные глюкокортикостероиды.

The article is devoted to the principles of pathogenesis therapy of asthma in children. It is shown that the combined use of inhaled glyukokortikosteroiov and the proposed scheme effectively.

Key words: Bronchial asthma, inhaled glucocorticosteroids.

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей, патогенетическую основу которого составляет аллергическое воспаление и гиперреактивность бронхов, характеризующееся повторными эпизодами бронхиальной обструкции, обратимой спонтанно или под влиянием проводимого лечения, проявляющейся одышкой, свистящими хрипами в легких, нередко слышными на расстоянии, кашлем, чувством стеснения в груди, чаще ночью или ранним утром. [1,2].

В патогенезе БА лежит хронический воспалительный процесс дыхательных путей, который обуславливает их гиперреактивность, что клинически проявляется бронхообструктивным синдромом и другими респираторными симптомами [1].

Ведущую роль в патогенезе развития БА у детей отводится иммунологическому воспалению дыхательных путей. Иммунная система осуществляет свои функции через антитело-опосредованный (гуморальный иммунитет) и клеточно-опосредованный (клеточный иммунитет). При первичном попадании АГ (антигена) происходит сенсибилизация организма образование комплекса АГ-АТ (антитело) и при повторном попадании аллергена происходит высвобождение БАВ (медиаторов воспаление) из тучных клеток. Медиаторы воспаления приводят к развитию отёка, нарушению кровообращения и гиперсекреции слизи. В связи с этим возникает необходимость, своевременного использование препаратов препятствующих активации функции БАВ медиаторов воспаления. К таким препаратам можно отнести глюкокортикостероиды. Однако глюкокортикостероиды таблетированной или инъекционной формы имеют немало побочных эффектов (развитие воспаления и язвы желудка, нарушение гормонально фона, прибавка в весе и подавление иммунитета). Но фармацевтическая промышленность не стоит на месте, и существенным достижением на сегодняшний день являются ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГ). ИГ препарата местного действия, а не системного, и обладает малыми побочными действиями. В частотности к таким препаратам относится Будесонид. Препарат обладает высокой эффективностью и хорошей переносимостью.

Актуальность темы: Бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных аллергических заболеваний в детском возрасте (Чучалин А. Г., 1994, 1995, 1996; Каганов С. Ю., 1997; Новик Г. А., 2001; Коростовцев Д. С., 2004). Высок вклад БА в формирование детской инвалидности (Альбицкий В. Ю. и соавт., 2006; Балева JI.C., Лаврентьева Е. Б., 2006).

В структуре хронических заболеваний детского возраста удельный вес БА составляет от 8 % до 35 % [Балаболкин И. И., 2003]. Распространенность БА в различных странах варьирует от 1,5 % до 8 %, достигая в экономически развитых странах 5–10 % [Коростовцев Д. С., 2004]. В России количество больных с БА не превышало в начале 90-х годов 1 %, а к концу 90-х годов увеличилось до 2–4 % в популяции [Геппе Н. А., 2001]. В 50–80 % среди детей с БА первые клинические симптомы появились Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться

Использованные источники: moluch.ru

Реферат по на тему: «Бронхиальная астма у детей»

Выполнила: студентка 6 курса, группы ПО-08/2

Новожонова Мария Алексеевна

Преподаватель: к.м.н. Манжосова Р.П.

Содержание

Возрастная инволюция бронхиальной астмы у детей…………..9

Патоморфология бронхиальной астмы…………………………………..14

Лабораторные и инструментальные исследования……………….18

Дифференциальная диагностика…………………………………………. 26

Основные направления в терапии…………………………………….….27

Принципы базисной терапии………………………………………………..32

Особенности терапии обострения бронхиальной астмы

на фоне острых респираторных инфекций …………………………. 33

Схема диспансерного наблюдения детей, страдающих

бронхиальной астмой (по форме 030/у) …………………………………34

Вакцинация у детей больных бронхиальной астмой …………….35

Приказ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА МЕДИЦИНСКОЙ

Список использованной литературы ……………………………………..…43

Бронхиальная астма – актуальная проблема педиатрии и клинической медицины в целом. Заболевание, начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте. Бронхиальная астма у детей приводит к снижению качества жизни, может явиться причиной инвалидности, а иногда и драматических исходов.

Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов. Бронхиальная обструкция (под влиянием лечения или спонтанно) обратима.

Распространенность по Ульяновской области на 2007 год

На фоне роста общей заболеваемости детей сохраняется стабильно высокий показатель заболеваемости болезнями органов дыхания .В структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания в течение многих лет занимают первое место. Большую часть заболеваний органов дыхания составляют ОРВИ, ОРЗ.

Таблица 1. Распространенность заболеваний органов дыхания детей Ульяновской области в динамике за 2003-2007 гг. (на 100 000 детского населения)

Болезни органов дыхания, всего

Хронический фарингит, назофаринит, синусит

Хронические болезни миндалин и аденоидов

Аллергический ринит (поллиноз)

Бронхит хронический и неуточненный, эмфизема

Другая хроническая обструктивная легочная, бронхоэктатическая болезнь

Другие болезни органов дыхания

Таблица 2. Первичная (впервые выявленная) заболеваемость болезнями органов дыхания детей Ульяновской области в динамике за 2003-2007 гг. (на 100 000 детского населения)

Болезни органов дыхания, всего

Хронический фарингит, назофаринит, синусит

Хронические болезни миндалин и аденоидов

Аллергический ринит (поллиноз)

Бронхит хронический и неуточненный, эмфизема

Другая хроническая обструктивная легочная, бронхоэктатическая болезнь

Другие болезни органов дыхания

Анализ статистических отчетов свидетельствует о росте заболеваемости детей, проживающих в Ульяновской области, бронхиальной астмой, аллергическим ринитом (поллинозами), хроническим бронхитом.

В структуре инвалидности у детей заболевания органов дыхания в течение последних лет постоянно занимают шестое место и составляют 13,2-13,4%. Высок процент инвалидности детей, страдающих заболеваниями органов дыхания, в Чердаклинском (27,8%), Инзенском(27,1%), Базарносызганском (21,4%) районах, в некоторых районах процент детей-инвалидов по болезням органов дыхания очень низкий- Новомалыклинский-0, Сенгилеевский-0, Барышский-3,2%.

На бронхиальную астму приходится 97-99% инвалидов.

По данным медицинской статистики на 1 января 2007 г., у 10% детей, страдающих бронхиальной астмой, определена инвалидность.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание, которое может привести к значительным ограничениям в физическом, эмоциональном и социальном аспектах жизни больных, может мешать профессиональному росту. Эмоциональные факторы и ограничения в социальной сфере могут быть важнее неадекватно контролируемых симптомов. Неадекватная медицинская помощь может усугублять эти трудности. Многие больные бронхиальной астмой не полностью осознают влияние болезни на их социальную жизнь и заявляют, что ведут «нормальный» образ жизни. Это является следствием того, что их понятие «нормальности», возможно, основано на изменениях и ограничениях, которые они уже включили в свой образ жизни, или следствием маскировки этих ограничений, желания «жить как все». Было показано, что легкое течение бронхиальной астмы оказывает незначительное негативное влияние на качество жизни детей, которое в большей степени определено фактом наличия заболевания. Среднетяжелая бронхиальная астма накладывает ограничения на физическое функционирование детей, что приводит к ограничению семейной активности и негативно влияет на эмоциональное состояние родителей. При этом психосоциальный статус больных практически не отличается от сверстников, за исключением более низкой самооценки. Тяжелая бронхиальная астма оказывает выраженное негативное влияние на физические и психосоциальные компоненты качества жизни, при этом наибольшие отклонения от среднепопуляционных значений зарегистрированы для показателей, характеризующих физический статус ребенка и семейную активность. Это позволяет сделать вывод о необходимости мониторирования качества жизни у детей с тяжелыми формами бронхиальной астмы, а при оценке динамических показателей при среднетяжелой форме патологии ориентироваться на параметры, характеризующие физический статус и самооценку, что позволяет использовать более короткие вопросники. Мониторинг качества жизни у детей с легким течением бронхиальной астмы не имеет большого клинического значения. Показано, что на качество жизни детей влияют пол, возраст ребенка, а также возраст, профессиональная занятость, образование, семейный статус родителей. Из характеристик заболевания на качество жизни влияли тяжесть и длительность бронхиальной астмы, отсутствие контроля, проводимая терапия в зависимости от степени тяжести. Результаты проекта ИКАР показали, что положительный эффект противовоспалительной терапии ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС) позитивно влияет на качество жизни детей со среднетяжелой и тяжелой бронхиальной астмой и их родителей, особенно выраженное при назначении комбинированной терапии ингаляционными глюкокортикостероидами с β2-агонистами длительного действия. Исследование качества жизни может быть рекомендовано в повседневной практике для специалистов, занимающихся лечением бронхиальной астмы, в качестве инструмента для оценки эффективности противоастматической терапии и мониторинга детей с бронхиальной астмой.

Использованные источники: studfiles.net

Диссертация бронхиальная астма у детей

Цель исследования. Определить существующие антропогенные факторы риска развития БА у детей Самарской области, оценить их вклад в развитие заболевания.

Материалы и методы. В период с 2003 по 2010 год проведено клиническое исследование и ретроспективный анализ факторов риска БА у детей Самарской области. Основную группу составили 801 ребенок интермиттирующей и легкой персистирующей БА (критерии GINA), обращавшиеся в поликлиники Самарской области, Детскую городскую клиническую больницу №1 им. Н. Н. Ивановой г. о. Самара (отделение пульмонологии), Реабилитационный центр г.о. Самара. Группа контроля — 800 детей I и Iа группы здоровья, проходившие диспансерное обследование в декретированные сроки в поликлиниках Самарской области. Опрос родителей проводился с использованием разработанного на основании анализа литературных данных опросника, содержащего три вопросы о социально-экономическом уровне семьи, влияние антропогенных факторов риска с формализованным перечнем источников загрязнения воздуха, расположенных поблизости от жилья и в жилом помещении.

Контролируемым критерием включения в группу был возраст детей — старше 6 лет, т.к. для детей младше 6 лет характерна низкая частота БА, а также невозможность проведения спирометрии и/или низкая достоверность ее результатов вследствие недостаточной обучаемости [3]. Средний возраст обследуемых составил 11,3 года в основной группе и 11,9 в контроле (р>0,05).

Статистическая обработка и анализ массивов проводились после проверки рядов на нормальность распределения по «правилу трех сигм». Определение достоверности различий в сравниваемых выборках осуществлялось с помощью критерия Стьюдента и Манна — Уитни. Для качественных показателей значимость различий определена с помощью точного метода Фишера для четырехпольной таблицы. Оценка степени риска развития респираторных заболеваний проводилась по показателю отношения шансов (по методу Woolf).

Результаты и обсуждение. При изучении частоты встречаемости БА и астматического статуса в Самарской области выяснено, что их частота значительно выше в городах области. Распространенность БА среди сельских детей в период с 2004 по 2007 год (на 100 тыс. детей) составляла 53,0-55,3 % от заболеваемости в городах и 61,3-63,4 % от распространенности БА в регионе, что может быть связано как с низкой обращаемостью и недостаточным уровнем диагностических возможностей в сельских районах, так и с повышенной техногенной нагрузкой в городах.

Опрос показал, что в основной группе дети чаще проживают в частных домах старой постройки (в том числе в домах барачного типа), чем в контроле, в общежитиях и коммунальных квартирах (а также проживающие в современных квартирах, но с несоблюдением социальной нормы жилья). В патогенезе БА данный фактор риска — проживание в неблагоустроенном жилье — в первую очередь оказывает влияние с точки зрения контакта с возможными аллергенами.

В то же время уровень доходов семьи как на основании самостоятельной оценки родителями дохода семьи на 1 человека в сравнении с таковым по Самарской области, так и на основании определения уровня образования родителей в группах сравнения достоверно не отличался.

Следующий важный показатель социально-экономического статуса семей — уровень образования, который по данным литературы имеет неоднозначное влияние на развитие БА [4, 5]. В нашем исследовании уровень образования родителей в сравниваемых группах достоверно не отличался, однако несколько реже в основной группе встречались семьи с высшим образованием (45,8±1,76 % в основной и 50,8±1,77 % в контрольной группе).

Проживание детей в жилье старой постройки в целом повышает риск развития БА в 1,5 раза (ДИ 1,38-1,64), в коммунальной квартире или в общежитии — в 1,3 раза (ДИ 1,23-1,44).

Среди антропогенных факторов, возможно способствующих развитию БА, мы выделили: крупные промышленные предприятия (с разделением по отраслям) и теплоэлектростанции (не далее 1 км от жилья), крупные автодороги с напряженным движением (не далее 200 м от жилья), наличие газового/печного отопления, домашние животные, покрытые шерстью, иные источники загрязнения, а также способы вентиляции жилища, наличие кондиционеров, периодичность влажной уборки.

Обнаружено достоверное увеличение частоты БА у детей, проживающих рядом с крупными автодорогами, что согласуется с данными литературы [6]. Другие возможные промышленные источники загрязнения воздуха — промышленные предприятия, ТЭЦ — на частоту БА у детей не влияли. В то же время, так как данный параметр оценивался родителями, в нашем исследовании мы не учитывали такие факторы, как роза ветров, расположение промышленных предприятий и автодорог рядом со школами.

Применение открытого газа при приготовлении пищи, использование газового (преимущественно) и печного отопления встречалось в основной группе достоверно чаще, чем в контроле. Также дети основной группы чаще подвергались воздействию табачного дыма как пассивному (регулярное курение одного и более члена семьи в присутствии ребенка), так и активному (8,6 % детей основной группы — активные курильщики). Низкая частота (реже 1 раза в неделю) влажной уборки жилого помещения встречалась чаще в основной группе.

Наличие в доме животных, покрытых шерстью, как фактора риска БА не может быть адекватно оценено, т.к. на момент проведения исследования практически во всех семьях по рекомендации врача был исключен контакт ребенка с животными, а учет наличия домашних животных в прошлом дает малодостоверные результаты.

Таблица 1. Действующие экологические факторы риска в группах сравнения

Использованные источники: science-education.ru

Похожие статьи