Медсестринская помощь при бронхиальной астме

Инструкция для оказания неотложной помощи при бронхиальной астме

Бронхиальная астма – это хроническое аллергическое заболевание, поражающее верхние дыхательные пути.

Эта болезнь встречается достаточно часто: по различным данным, ею страдают 3-10% населения Земли.

Главный и очень грозный признак данного заболевания – удушье. Поэтому каждому человеку следует знать приемы первой помощи при приступах бронхиальной астмы.

Причины и провоцирующие факторы приступа

  1. Курение (в том числе и пассивное). Частое вдыхание канцерогенных веществ дыма табачных изделий напрямую повреждает слизистую оболочку легких, вызывая в них патологические изменения. Поэтому данные органы становятся очень восприимчивы к различным аллергенам.
  2. Плохая экология (загрязненный воздух). Согласно медицинской статистике, у населения промышленных районов и крупных городов чаще отмечаются такие заболевания, как бронхиальная астма и бронхиты.
  3. Профессиональная деятельность. Работники определенных профессий (строительство, шахтерство, химическое производство, прачечная) вынуждены ежедневно сталкиваться с агрессивными аллергенами (пыль, сажа, штукатурка, химические испарения и прочее). В связи с этим у данной категории лиц процент заболеваемости астмой выше, чем у работников других профессий.
  4. Бытовая химия. В состав многих моющих и чистящих средств входят химические вещества, которые могут вызвать приступы кашля и удушья.
  5. Средства по уходу за собой (особенно аэрозоли!). Туалетная вода, лаки для волос, освежители воздуха состоят из мелкодисперсных капель, которые легко проникают в легкие и могут вызвать аллергическую реакцию со стороны дыхательной системы в виде приступа астмы.
  6. Некоторые лекарственные средства (неселективные бета-адреноблокаторы, НПВП, рентгеноконтрастные вещества и др.) способны нарушать адекватную деятельность бронхиального дерева, что влечет за собой развитие астмы.
  7. Пищевые аллергены. Полноценное рациональное питание нормализует обмен веществ в организме, подавляется риск развития предпосылок к гиперреактивности дыхательной и иммунной систем. Вредная пища (фастфуд, продукты, богатые белками и жирами, сладости, консервы) содержат в себе пищевые добавки, которые обостряют реактивность иммунной системы, что может привести к бронхиальной астме (также возможно появление высыпания и зуда).

  • Респираторные инфекции (бактерии, вирусы, грибы) изменяют чувствительность и нормальную функцию бронхов, к тому же микроорганизмы сами могут выступать в роли аллергенов, что приводит к развитию астмы.
  • Стресс. Неумение взять себя в руки и адекватно реагировать на жизненные проблемы часто приводит к стрессам. Перевозбуждение нервной системы истощает её, иммунная система, в свою очередь, тоже ослабляется. Защитный барьер организма истончается, а это облегчает проникновение аллергенов в организм.
  • Различные поражения вегетативной нервной системы, эндокринной и иммунной систем являются мощной основой для гиперреактивности дыхательной системы, которая зачастую оборачивается возникновением удушья.
  • Наследственность. Доля наследственного фактора при заболевании бронхиальной астмой составляет от 30% до 40%. При этом развитие данной болезни у ребенка возможно в любом возрасте.
  • Предвестники и симптомы

    Перед началом приступа или во время него можно заметить обострение следующих характерных признаков наступающего кризиса:

    • Усталость, утомленное состояние больного;
    • Высыпания (крапивница);
    • Чихание;
    • Зуд слизистой глаз;
    • Возможна головная боль, тошнота;
    • Хрипы;
    • Кашель (чаще сухой, астматический);
    • Возможны выделения мокроты (вязкая);
    • Затрудненное поверхностное дыхание (особенно на выдохе);
    • Возникновение одышки (обостряется после физической активности);
    • Тяжесть в груди, чувство заложенности;
    • После контакте с аллергеном состояние больного ухудшается;
    • Учащенное сердцебиение (тахикардия). Пульс увеличивается до 130 уд./мин;
    • Боль в груди (преимущественно в нижней части).

    Давайте разберемся, что делать, чтобы не допустить дальнейшее развитие опасного состояния.

    Алгоритм действий для доврачебной помощи

    Если человеку стало плохо в домашних условиях или где-либо на улице, крайне необходимо быстро облегчить его состояние, оказав первую неотложную помощь.

    Итак, что нужно делать:

    1. Сначала следует немедленно вызвать врача («скорую» помощь).
    2. Больному придать сидячее или полусидячее положение, чтобы он мог развести локти.
    3. Попытаться успокоить его и не паниковать самим.
    4. Освободить грудь астматика от одежды (снять галстук, расстегнуть рубашку).
    5. Предоставить приток свежего воздуха (открыть настежь окно, вывести на улицу).
    6. Узнать, болеет ли человек астмой.
    7. Шанс снять без лекарств приступ мал. Поэтому стоит спросить, есть ли у него карманный ингалятор или препараты. назначенные ему врачом.

    Что включает в себя сестринская помощь?

    Медсестра в машине «скорой» или в больнице обязана оказать первую помощь, пока больной ожидает врача:

    1. Сперва нужно вызвать врача (он окажет грамотную квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме);
    2. Не паниковать и успокоить больного, расстегнуть (или снять) верхнюю одежду, проветрить помещение, помочь пациенту принять удобное ему положение, чтобы он мог упереться на руки (это уменьшит недостаток кислорода, расслабит астматика);
    3. Следить за показаниями артериального давления, частоты дыхания и пульса (для контролирования состояния);
    4. Подать больному 30-40% увлажненный кислород (это уменьшит гипоксию);

  • Подать аэрозоль Сальбутамола (пара вдохов снимет бронхоспазм);
  • До проведения осмотра врачом запретить пациенту использовать свой карманный ингалятор (профилактика возникновения резистентности к препаратам для купирования приступа);
  • Предоставить горячий напиток астматику, организовать горячие ванночки для рук и ног (рефлекторно уменьшит спазм бронхов);
  • Если данные мероприятия неэффективны, то следует под контролем врача ввести внутривенно: 10 мл 2,4% раствора эуфиллина; от 60 до 90 мг преднизолона;
  • Перед приходом врача приготовить: мешок Амбу, аппарат искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) (для оказания сердечно-легочной реанимации).
  • Что такое астматический статус?

    Астматический статус – критическое состояние, вызванное прогрессированием бронхиальной астмы.

    По итогу его развития возникает недостаточность дыхательной системы, формирование которой связано с отечностью слизистой оболочки бронхов и резким сокращением их мускулатуры.

    Причины развития

    • Прием чрезмерно больших доз симпатомиметиков (в сутки следует принимать не более 6 раз);
    • Резкое прекращение приема глюкокортикостероидов («синдром отмены»);
    • Контакт с массивной дозой аллергена;
    • Обострение респираторных заболеваний;
    • Перенапряжение (как мышечного каркаса, так и нервной системы);
    • Климат (высокий показатель влажности или запыленности, резкие перепады барометрического давления);
    • Неправильное медикаментозное лечение.

    Стадии тяжести и симптоматика

    Стадия I (начальная, относительной компенсации). Эти патологические изменения обратимы. Требуется без промедлений оказать первую помощь для облегчения состояния страдающего. Сознание сохранено.

    • Потливость;
    • Больной охвачен тревогой и испуган;
    • Частота сердечных сокращений увеличена (тахикардия);
    • Выдыхает больной с трудом;
    • Носогубный треугольник синеватого оттенка;
    • Ортопноэ – вынужденное положение: пациент сидя или стоя наклоняется вперед и опирается на какой-нибудь предмет руками. Так больному легче дышать;
    • Сильный кашель без выделения мокроты;
    • При вдохе межреберные промежутки втягиваются;
    • В грудной клетке выслушиваются достаточно громкие хрипы.

    Стадия II (стадия декомпенсации). Бронхоспазм более выражен, определенные участки легких в дыхательном акте не участвуют.

    В итоге организм страдает он недостатка кислорода и переизбытка углекислого газа.

    • Симптомы первой стадии усугубляются;
    • Одышка более выражена;
    • Больной заторможено реагирует на внешние раздражители, эпизодически возникает возбуждение;
    • Губы и кожа синеют;
    • Грудная клетка увеличена (будто бы на пике вдоха);
    • Пульс частый, но слабый;
    • Артериальное давление снижается;
    • Над- и подключичные ямки впалые.

    Стадия III (стадия гиперкапнической комы). Самая опасная и стремительно развивающаяся. Необходимо немедленно вызвать скорую медицинскую помощь или самим доставить больного в приемный покой лечебно-профилактического учреждения.

    • Ритм пульса нарушен, сам пульс слабый;
    • Судороги;
    • Пациент не контактирует с окружающими;
    • Дыхание редкое, может отсутствовать;
    • Сознания нет.

    Оказание первой помощи

    Алгоритм такой же, как и при приступах бронхиальной астмы. Чтобы облегчить состояние или полностью снять приступ без лекарств, необходимо следовать данной инструкции:

    1. Вызвать машину скорой медицинской помощи.
    2. Освободить дыхательные пути больного, проветрить помещение или же вынести больного на улицу (если там отсутствует аллерген!).
    3. Придание наиболее удобного астматику положения (ортопноэ): пациент сидит, уперевшись руками в колени и наклонившись вперед.
    4. Предотвратить контакт больного с потенциальными аллергенами.
    5. Напоить страдающего теплой водой (если он в сознании!).

    Купирование астматического статуса

    • Терапия кислородом (оксигенотерапия).
    • Внутривенное введение препаратов, обладающих бронхорасширяющим и антигистаминным эффектом.
    • Внутривенные инфузии.
    • Если требуется, то подключают больного к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

    Медикаментозное лечение

    Адреналин. Препарат вводят подкожно. Адреналин – симпатомиметик альфа-, бета1- и бета2-адренорецепторов. Он расслабляет мускулатуру бронхов и они расширяются, что облегчает астматический статус.

    Эуфиллин (2,4% раствор) вводят внутривенно капельно. Он активирует бета-адренергические рецепторы, что снимает бронхоспазм.

    Кортикостероиды опосредованно повышают чувствительность бета-адренорецепторов. Группа этих гормонов обладает противовоспалительным, противоотечным и антигистаминным эффектом, в результате устраняется приступ удушья.

    Парокислородные ингаляции разжижают мокроту.

    Антибиотики. Их назначают при наличии инфильтрата альвеолах или мокроты гнойного характера, что часто бывает при обострении хронического бронхита.

    Пенициллин не применяют — он провоцирует бронхоспазм!

    Возможные осложнения

    • Пневмоторакс возникает вследствие нарушения целостности альвеол, что приводит к попаданию воздуха в плевральную полость.

    Характерным является появление тупой сильной боли, локализованной на месте повреждения, выраженной одышкой. При прогрессировании процесса возможен плевропульмональный шок.

    Эмфизема выявляется при рентгенологическом исследовании.

    Изматывающий мучительный кашель может способствовать травмированию соединения ребер и хрящей. Также вероятен разрыв сосудистой эндобронхиальной системы, и отхождение мокроты с примесью крови.

  • Возможен летальный исход.
  • Заключение

    Бронхиальная астма, как и большая часть хронических заболеваний, «не болезнь, а образ жизни». Больному следует сотрудничать с врачом и честно выполнять его рекомендации.

    В первую очередь стоит ограничить контакт с аллергенами, бросить курить, начать правильно питаться и меньше нервничать. В периоды обострения бронхиальной астмы необходимо принимать прописанные врачом лекарственные средства.

    Также астматикам следует всегда иметь под рукой карманный ингалятор.

    Видео по теме

    Наглядная видеоинструкция по оказанию первой доврачебной помощи:

    Использованные источники: 101allergia.net

    JMedic.ru

    Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

    Работа медицинской сестры с астматическими больными

    Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

    В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

    Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

    Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

    1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
    2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
    3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

    Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

    1. Оценка физического и психического состояния пациента.

    Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

    • как часто происходят приступы удушья?
    • какие обстоятельства им предшествуют?
    • известно ли, что их провоцирует?
    • насколько они интенсивны?
    • проходят ли приступы сами по себе?
    • если нет, какими медикаментами они снимаются?
    • на что у больного есть аллергия?

    Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

    • наличие или отсутствие вынужденной позы;
    • присутствие и характер одышки;
    • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

    Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

    1. Определение проблем и потребностей больного.

    Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

    К физиологическим можно отнести:

    • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
    • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
    • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
    • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

    К социально-психологическим можно отнести:

    • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
    • присутствие страха перед следующим приступом;
    • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
    • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
    • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
    • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
    1. Подготовка пациента к обследованиям.

    На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

    Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

    Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

    Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

    1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
    2. Обучает правильной технике дыхания.

    Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

    • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
    • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
    • дышать полной грудью.
    1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

    Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

    Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

    Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

    Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

    1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

    Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

    Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

    1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

    Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

    1. Учит, как вести себя после приступа.

    Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

    1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

    Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

    Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

    Использованные источники: jmedic.ru

    Неотложная помощь при приступах бронхиальной астмы

    Бронхиальная астма – это заболевание органов дыхания, в частности бронхов, имеющее аллергический характер. При этом главной симптоматикой недуга является удушье. Именно при наступлении обострения астмы и проявлении удушья возникает необходимость неотложной помощи при бронхиальной астме. Кроме того, в неотложной реакции окружающих нуждаются проявления астматического статуса. Сама же неотложная помощь при кризе бронхиальной астмы должна быть направлена на расширение просвета бронхов. После неотложных мероприятий при астме рекомендуют использовать препараты для базисного врачевания.

    Краткое содержание статьи

    Приступ бронхиальной астмы и астматический статус: в чем разница?

    Приступ бронхиальной астмы представляет собой активно развивающееся удушье, которое образуется из-за спазма бронхов и сужения бронхиального просвета. Длительность приступа зависит от многих факторов и может составлять от 2-3 минут до 4-5 часов.

    Астматический статус – это затяжной приступ бронхиальной астмы, который не ликвидируется ранее результативными лекарственными препаратами. Различают 3 этапа этого особого статуса, при протекании которых состояние пациента дестабилизируется и возникает риск летального исхода.

    Астматический статус, так же как и криз бронхиальной астмы, требует оказания неотложной помощи. Зачастую жизнь индивида зависит от того насколько быстро и грамотно была осуществлена первая неотложная помощь при обострении заболевания. Однако любые мероприятия при бронхиальной астме до приезда скорой помощи облегчат состояние человека лишь на короткий срок, а полностью избавить от приступа смогут только врачи.

    Приступ бронхиальной астмы: признаки и когда необходимо оказывать помощь?

    Приступ бронхиальной астмы может произойти в любой момент и в любом месте, поэтому к нему должен быть готов не только сам пациент, но и человек, который в момент приступа будет находиться рядом. Ведь именно ему придется оказывать первые доврачебные мероприятия актуальные для данного заболевания.

    О начале приступа бронхиальной астмы свидетельствует изменения цвета лица и рук больного (они приобретают синий оттенок) и повышенное потоотделение. К основным же признакам приступа заболевания можно отнести:

    1. Слышимые хрипы во время дыхания.
    2. «Лающий» кашель со скудным отделением мокроты или без него.
    3. Отделение мокроты, после которого кашель стихает, а состояние улучшается. При этом одышка исчезает, и приступ заканчивается.

    ВАЖНО! Ученые из Норвегии доказали, что на развитие и формирование заболевания абсолютно не влияет пора года и регион рождения.

    Ответ на вопрос, когда необходимо оказывать первую помощь при астме, является однозначным: чем раньше, тем лучше. Ведь от качества неотложных действий зависит состояние здоровья и жизнь пациента. Для постороннего человека, который абсолютно не знает, что необходимо делать при обострении бронхиальной астмы, лучше всего вызвать скорую. При этом до ее приезда стоит приложить хотя бы малейшие усилия для улучшения состояния больного.

    Первое, что необходимо сделать, это не паниковать и постараться успокоить больного. В спокойном состоянии ему будет легче контролировать дыхательный процесс.

    Доврачебная помощь астматику при одышке и удушье

    При приступе бронхиальной астмы есть несколько основных правил оказания доврачебных мероприятий. Соблюдение этих несложных рекомендаций поможет облегчить одышку и удушье:

    1. Помогите человеку принять правильное положение тела. Больной должен сидеть, стоять, опираясь на что-либо или лежать на боку, но ни в коем случае не лежать на спине. В описанных положениях будут задействована вспомогательная дыхательная мускулатура.
    2. Голову лучше наклонить на бок и придерживать. Так больной не захлебнется мокротой.
    3. Устраните любые вещи, мешающие свободному дыханию (галстук, платок, плотные украшения).
    4. По возможности устраните вещества, которые могли спровоцировать сужение бронхов и само обострение.
    5. Можно дать выпить теплой воды или при возможности сделать горячую ванночку для конечностей.
    6. Избегать манипуляций подобных к случаям с попаданием пищевых продуктов в дыхательный тракт.
    7. Для стимуляции нервных спазмов и провоцирования расширения легких можно прибегнуть к болевому шоку в район локтевых или коленных суставов.
    8. Использовать карманный ингалятор или другие лекарственные препараты по назначению, соблюдая дозировку. Повторять использование аэрозоли можно каждые 20-25 минут.
    9. Если приступ начался, а средства для быстрого его купирования нет, то придайте больному положение согласно пунктам 1-2 и попросите вызвать неотложную помощь.

    ВАЖНО! Больной, который точно знает свой диагноз, должен всегда иметь при себе аэрозоль. Ведь он способствует самостоятельной ликвидации внезапного обострения заболевания.

    Алгоритм неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы

    Первое что необходимо сделать свидетелю приступа бронхиальной астмы после приезда медиков – это сообщить о тех препаратах, которые использовались пациентом при приступе.

    В свою очередь медицинская помощь при кризе астмы тоже имеет свой алгоритм:

    1. Обязательное использование препаратов, которые помогут расширить бронхи. Зачастую при обострении бронхиальной астмы работники скорой применяют препараты на основе сальбутамола.
    2. Если приступ не был ликвидирован, то согласно тяжести приступа используют другие медикаменты:
    • для легкого применяют ингаляцию через небулайзер с сальбутамолом и ипратропием, а при неэффективности первой процедуры ее повторяют через 20 минут;
    • при средней тяжести приступа к вышеперечисленным средствам добавляют пульмикорт или будесонид;
    • при тяжелом приступе используют те же медикаменты, что и при среднем, но делают инъекцию с адреналином.

    Если приступ протекает очень тяжело и есть подозрение на остановку дыхания, то пациенту обязательно вводят системные гормональные средства и госпитализируют.

    Стоит помнить, что препараты для неотложной помощи в срочном порядке ликвидируют обострение, но не лечат само заболевание. Поэтому больному нужно обратиться к опытному специалисту для назначения корректного курса базисной терапии. Ведь при неиспользовании препаратов для базисного врачевания возрастает риск развития тяжелых приступов с особым статусом.

    Использованные источники: bronhial.ru

    Сестринский процесс при бронхиальной астме

    Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) — самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
    Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
    Предрасполагающие факторы:
    Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.
    Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.
    Наследственность — риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
    Причинные факторы:
    Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.
    К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.
    Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
    Действие причинных факторов усугубляют:
    — Респираторные вирусные инфекции — вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.
    — Патологическое течение беременности — контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.
    — Недоношенность, нерациональное питание ребенка — раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.
    — Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.
    — Пассивное или активное курение — 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.
    — Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.
    — Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
    Степени тяжести БА:
    — легкая — дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;
    — среднетяжелая — приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:
    — тяжелая — приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.
    Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия — мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.

    Лечение бронхиальной астмы

    1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.
    Гипоаллергенная диета — исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.
    Гипоаллергенный быт — особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей — акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
    2. Медикаментозная терапия.
    — Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.
    Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет — ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет — ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.
    — Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.

    Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

    1 этап. Сбор информации

    — Субъективные методы обследования:
    Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
    История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
    История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
    — Объективные методы обследования:
    Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза — сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации — сухие свистящие и влажные хрипы.

    2 этап. Выявление проблем больного ребенка

    У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
    Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
    Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

    3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

    Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

    Сестринский процесс при бронхиальной астме.
    План ухода
    1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
    Реализация ухода:
    Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
    Мотивация:
    Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
    2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
    Реализация ухода:
    Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
    Мотивация:
    Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
    3. Организация досуга.
    Реализация ухода:
    Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
    Мотивация:
    Создание условий для соблюдения режима
    4. Создание комфортных условий в палате.
    Реализация ухода:
    Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
    Мотивация:
    Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
    5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
    Реализация ухода:
    Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
    Мотивация:
    Удовлетворение потребности быть чистым.
    6. Выполнять назначения врача.
    Реализация ухода:
    Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
    Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
    Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
    Мотивация:
    Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
    Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
    7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
    Реализация ухода:
    Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
    Мотивация:
    Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

    5 этап. Оценка эффективности ухода

    При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

    Использованные источники: sestrinskoe-delo.ru

    Сестринский процесс, уход и помощь при бронхиальной астме. Какой должен быть уход за ребёнком?

    Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.

    Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.

    Аспекты процесса, ухода и помощи

    Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.

    Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.

    Вызвать приступ удушья могут:

    • проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
    • резкие запахи (дым, парфюмерия);
    • физическое перенапряжение;
    • смех или рыдания;
    • сильные стресс.

    Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.

    Приступ развивается по определенному алгоритму:

    • период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
    • разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
    • обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.

    Сестринский процесс

    Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:

    • сбор анамнеза;
    • выявление основных проблем пациента;
    • дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
    • организация ухода в стационарных условиях;
    • выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
    • получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.

    На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза. Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику. В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.

    На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния. Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм. В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.

    На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.

    Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь. Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом. Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.

    Сестринский процесс у детей

    При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:

    • с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
    • какова интенсивность приступов удушья;
    • проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
    • какие лекарства используются для лечения.

    Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.

    Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников. Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.

    Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.

    Сестринский уход

    К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:

    • организацию режима пациента;
    • организацию правильного питания больного;
    • информирование и обучение пациента;
    • мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
    • выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.

    Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам. Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены. Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.

    Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов. При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина. Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).

    Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью. В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д. Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.

    Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).

    Сестринский уход у детей

    После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:

    • организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
    • составление плана, по которому будет оказываться помощь.

    Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.

    К основным обязанностям медсестры можно отнести:

    • информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
    • контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
    • обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
    • обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.

    Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.

    Сестринская помощь

    Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.

    Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:

    • проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
    • предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
    • предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
    • ввести внутривенно раствор эуфиллина;
    • подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.

    После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.

    При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:

    • капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
    • внутривенное введение эуфиллина;
    • каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.

    Сестринская помощь у детей

    Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:

    • информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
    • создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
    • обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
    • обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
    • проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
    • при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.

    Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль. При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

    Использованные источники: vdoh.site

    Похожие статьи